Публикации
Главное Наблюдения

Погружаемся в античность-2: язык мой — враг или друг?

с сайта knightmaps.com
В первой части нашего античного ликбеза мы говорили о том, что многие слова и научные теории пришли в современность ещё из Древней Греции и Древнего Рима. Но как античность научила нас использовать самый загадочный в мире инструмент — язык? Она создала целую науку — риторику, изучающую основы публичных выступлений, грамотной полемики и даже анализа собеседника.
Владение грамотной речью было обязательным навыком в Древней Греции. Примерно так же, как дворянское общество во времена Российской Империи умело говорить на французском языке, каждый гражданин полиса должен был уметь выступать публично.

Во многих учебниках и научных трудах учёные и исследователи обращаются к Аристотелю и его труду «Риторика». Однако основателем античной риторики считается Горгий — софист и учитель ораторского искусства. Он был уверен:
Искусство речи убеждает людей много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.

Война (из-)за слова

Роль слова была значимой в античной культуре и остаётся такой до сих пор. Именно слово может стать причиной массовых волнений и митингов. То же самое было и тысячелетия назад, и ещё тогда все были уверены, что точность выступления — первое и самое главное правило ораторской культуры. Проще говоря, лучше сказать мало, но по делу, чем сказать много. Речевую избыточность, которую можно и сегодня наблюдать у иных писателей, журналистов и блогеров, считали недостатком, так как она искажает ясность высказывания.

Наряду с точностью также ценилась уместность. Важная мысль, озвученная не в потоке темы, к которой она относится, ещё хуже, чем избыточность (потому что как раз в этой избыточности может родиться неуместность). Вспомните хотя бы один случай (из вашей жизни, из фильма или шоу), когда какая-либо фраза не продолжала предыдущее высказывание, а лишь путала или уводила в другую сторону. Как именно разрешилась ситуация? Скорее всего, собеседники или пропустили это, или посмеялись (если вы сказали что-то совсем не в тему). В античности это могло закончиться критично для оратора как раз из-за особого внимания к тому, что человек говорит.

Действительно, ораторское искусство создано убедить аудиторию в верности той или иной точки зрения, поэтому как раз с античности и вплоть до наших дней изучается психология личности и разрабатываются новые способы воздействия на человеческое сознание.

Как уже было сказано, большинство исследователей риторики обращаются к труду Аристотеля, который выдвигает такую позицию:
Речь слагается из трёх элементов — из самого автора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается, он-то и есть конечная цель всего — я разумею слушателя.
По сути это современные «субъект», «объект» и «тема», собранные в единую схему, похожую на систему коммуникации Якобсона. Отличие только в том, что Аристотель не делит «предмет» на четыре основных составляющих.
модель коммуникации Якобсона, согласно которой сообщение беспрепятственно может быть доставлено при соблюдении факторов: наличие адресанта и адресата, сообщения (информации), контекста, контакта (канала связи между субъектом и объектом) и кода (способа шифровки сообщения, проще говоря, языка, понятного и адресанту, и адресату)
Кроме того, Аристотель впервые выдвинул правила эффективного речевого общения:

  • говори то, что нужно
  • говори правду
  • говори ясно

Казалось бы, и так очевидные факты, но именно эти пункты в том или ином виде продолжают постулировать в том числе современные риторы. Если вы откроете любое учебное пособие или книгу от современных коучей, обещающих научить вас говорить, вы хоть раз встретите те же самые правила, разве что перефразированные.

Аргументация

Аристотелем также введено понятие «топос», что означает хранилище идей и доказательств, которые должны быть представлены в речи. Другими словами, это модель, которая является каркасом будущего текста. А вот структуры этих каркасов в самом начальном, мало разработанном виде были представлены ещё раньше, первым поэтом античности. Кажется, вы догадались, о ком идёт речь.

Возможно, вам знакомо понятие «правило Гомера» или «гомерический» тип аргументации, когда два сильных, значимых аргумента стоят по краям речи, а более слабые — в середине и не обособленно, а общим планом. Модели сложнее представил уже Аристотель в «Риторике». Вы наверняка могли встретить каждую из них. Например, образец сразу двух моделей — «Причина и следствие» и «Противопоставление» — встречаются в рекламе.
Началась осень, на улице слякоть, резкие похолодания, ещё и в школе постоянный стресс. Боитесь, что организм ваших детей не справится с трудностями? Ничего не страшно, если ваш ребёнок принимает витамины Антиболезнистрессин.
Причина — начало осени и учебного года, следствие — стресс и болезни. Противопоставление — отсутствие этих стресса и болезней у ребёнка, который принимает витамины. Таким образом, модели построения речи — это ещё и способ манипуляции.

«Папины дочки» вернулись

Во-первых, если вы об этом не знали, самое время начать смотреть. Во-вторых, поздравляем, вы попались на крючок.

Ещё одну риторическую уловку, обнаруженную в античности и описанную Аристотелем, также можно считать одним из хороших способов манипуляции. Речь идёт об упоминании добродетеля — любого события, человека или воспоминания, хорошо знакомого аудитории и вызывающего приятные ощущения. «Прекрасно также всё памятное, и чем памятнее, тем прекраснее» — говорит Аристотель.

Кстати, вовсе не обязательно, чтобы это было именно приятное воспоминание. Риторы говорят о допустимости выведения аудитории и на отрицательные эмоции, самое главное, чтобы предмет, о котором вы говорите, откликался у людей, и совершенно не важно, каким образом.

Стоит ли говорить о том, что в тех же рекламе или социальных роликах подобных ходов очень много? Например, когда рассказывают о средстве от грызунов и тараканов (что вызывает брезгливость и гнев) или о правилах поведения при пожаре или террористическом акте (упоминание событий, вызывающих страх). Ещё можно предположить, что ремейки старых известных мультфильмов, а также продолжения популярных фильмов и ситкомов – тоже своего рода «воскрешение» добродетеля.

Ты в крокодила играешь?

Не стоит забывать, что ораторское искусство — это не только про речь, но и про мимику и жесты. История невербальной коммуникации тоже берёт начало в античности, складывается из различных культов, традиций и обрядов. Значение каждого жеста зависело от многих факторов: пола, возраста, религии, территории, на которой проживала община.

Если мы говорим о публичных выступлениях, существуют уже устоявшиеся правила трактовки мимики, жестов и поз. Более того, это также один из способов манипуляции, причём как со стороны говорящего, так и со стороны слушающего. Жесты выдают неуверенность или ложь — значит слушатель может использовать это наблюдение в дальнейших своих действиях, обвинить оратора или обратить его речь против него.

Жесты способны убедить аудиторию в том, что мы говорим правду. Конечно, если они дополняют убедительную и аргументированную речь, а не выступают как самостоятельный и единственный путь коммуникации. Жесты также могут потребовать поддержки, чтобы в итоге получить желаемое. Главное помнить про второе правило Аристотеля — говорить правду. Ну или убедить самого себя в том, что всё, что ты будешь говорить, является правдой, чтобы донести это чувство до аудитории.

Существует мнение, что жесты составляют 95% нашей речи. Более того, они также могут рассказать о личности человека и о том, как именно он работает с речью. Вот, например, такое практическое задание.
Вспомните, как вы двигаетесь, когда рассказываете о чём-либо другу или преподавателю. Какие слова вы чаще всего используете? Как именно жестикулируете? Уверены ли в том, что говорите? Как воспринимаете информацию?

Если вы часто говорите фразы в стиле «я слышал», «звучит заманчиво», «приятно слышать», у вас яркий, запоминающийся тембр голоса, то вы — аудиал. Если вам важно, как вы выглядите, когда общаетесь, много жестикулируете, вам важен зрительный контакт, то вы — визуал. Если вы часто сутулитесь, стараетесь приблизиться к собеседнику, держать тактильный контакт, вы — кинестетик.

Подумайте, какой способ запоминания информации вы используете? Совпал ли он с результатами теста-рефлексии?
Почему это важно? Во-первых, вы узнаете больше о своих сильных сторонах, когда будете готовиться к выступлению. Во-вторых, у вас получится установить контакт с большей частью аудитории, если вы освоите хотя бы некоторые свойства каждого типа личности. В-третьих, вы сможете заранее познакомиться с оратором, если окажетесь частью аудитории, поддержать small-talk, если предоставится такая возможность, и запомниться.

Nota bene!

Античная риторика подарила нам основы ораторского искусства, которые активно используются до сих пор. Конечно, они совершенствуются, применяются в новых речевых жанрах (как уже упоминалось о видеоформате), их часто перефразируют, но они в своей глубинной сути остаются теми же. Риторика, известная в античности, распространилась на почти все сферы нашей жизни: от научного и медиадискурса до деловых и дружеских бесед. Человека, умеющего пользоваться словом, можно назвать всесильным, и именно речь — инструмент, который смело стоит сравнивать с волшебной палочкой.
#эссе #классика #образование #вопросыпсихологии