Публикации
Наблюдения

Погружаемся в античность: как рождалась литература

Если вы задумываетесь о поступлении на филологию или журналистику, самое время начать знакомиться с будущими профильными дисциплинами. Одна из них — античная литература. Скорее всего, именно с ней вы встретитесь в первом семестре. Чем она интересна и как повлияла на современную культуру? Рассказывает автор ЛИФТа, студентка филологического факультета Аня Дубровина.
Многие уверены, что знания латыни, античных авторов, да и нередко филологии в целом нужны только ради того, чтобы «в будущем сидеть где-то в компании и выпендриваться». И вот незадача — так оно иногда действительно случается. По крайней мере, на первый взгляд. Кто-то работает не по специальности, кто-то трудится педагогом в школе и не вспоминает об античных авторах. И кажется, можно лишь невзначай рассказать что-то умное друзьям или ученикам, например, о происхождении какого-нибудь слова в русском языке:
«Слово „курьер“ происходит от латинского глагола „бежать“ — curro, cuccuri, cursum, currere, третье спряжение; помимо „курьера“ латинизмами также являются слова „курс“, „курсор“, „курсант“, „экскурсия“, „конкурент“, „куранты“.»
Однако, несмотря на все сложности, античная литература играет важную роль в гуманитарном знании. Например, она открывает другую сторону классических и современных произведений. Зная литературные законы и тексты авторов древнего мира, невольно видишь, куда уходят корни более поздних романов и повестей.

Этим словам три тысячи лет

Знали ли вы, что «Поэтика» Аристотеля, написанная в четвёртом веке до нашей эры, излагает почти все базовые принципы современной теории литературы? Именно там впервые закрепились термины «вымысел», «фабула», «катарсис» и другие. Например, «мимесис» — приём подражания действительности. Автор воспроизводит предметы и явления реального мира в своём созданном художественном, опираясь при этом на законы жанра, в котором он работает. Зародился «мимесис» почти три тысячи лет назад, но при этом учение о нём и других литературных понятиях до сих пор используется для анализа разных произведений, пьес и даже киносценариев.

Вымысел применялся древними авторами, но редко, постепенно распространяясь в произведениях конца прошлой эры. Аристотель даёт определение вымыслу, разделяет, как бы сейчас сказали, фикшен и нон-фикшен. Философ указывает, что историк говорит о событиях, которые произошли, а поэт — которые могли бы случиться. Таким образом, автор создаёт свой мир, где всегда живут люди. Этот мир не ограничивается рамками текста, события происходят как до начала произведения, так и после его финала. Все они могут быть и реальными, и вымышленными.

Греки говорили стихами?

Знали ли вы, что именно в античности зародилось учение о материальности и мельчайших частицах? Да, уже в первом веке до нашей эры развивалась позиция о существовании атомов. Как это связано с литературой? Лукреций, римский поэт, написал большое произведение как раз по этой теме. Причём в эпической форме, то есть почти что в стихах.

В античности под «эпосом» понималось не прозаическое произведение, а форма, приближённая к стихотворению, то есть текст имел размер, но рифма в нём отсутствовала. Самые первые литературные произведения, которые до нас дошли, были эпическими. Речь идёт об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.
Подобная форма строения текста сохранилась и сейчас, только называется она белым стихом. Также существует мнение, что эпические тексты не читались, а пелись. Что-то похожее можно встретить в русских былинах, в которых тоже был своеобразный ритмический рисунок.
Ехал ко другия ко тихия ко заводи,
У тоя у тихия у заводи
Не плавают ни гуси, ни лебеди,
Ни серые малые утеныши.
(из былины «Сухман Одихмантьевич»)
А ещё вы наверняка знаете современных авторов стихотворений и песен без рифмы. Гекзаметрами они, конечно, не пишут, но стиль их текстов не новый — ему около трёх тысяч лет. Например, античный эпос может напомнить творчество Дианы Арбениной:
Давно не виделись: здравствуй.
Наш город не изменяет.
Наш город пахнет любовью,
Наш город как новобранец.
(из песни «Давно не виделись»)
Несмотря на отсутствие рифмы ритмичность и целостность произведения не утрачиваются. И если не рассматривать текст песни специально, то эту «пропажу» можно легко не заметить.

Осторожно: спойлеры!

Ещё один факт уже об античной трагедии — ранние произведения писались на основе известных сюжетов, чаще всего мифов. И почти всегда авторы не рассказывали истории сначала. А всё потому, что были уверены — зрители уже знают их. Более того, им был известен и финал. Поэтому древние греки и римляне в театр за экшеном не ходили.

Подобные приёмы обусловлены «бродячими сюжетами». В современной культуре вы наверняка сможете найти (или даже сходу назвать) десятки произведений, похожих на сказку о Золушке. «Золушка» — это и есть бродячий сюжет. Античные авторы использовали мифы для написания своих текстов, а писатели поздних эпох пытались повторить произведения греков и римлян. Например, аналог Гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» создал римский поэт Вергилий. Так родилась «Энеида», которая позже стала основой для создания «Тилемахиды» русского автора Василия Тредиаковского.

Театр в Древней Греции — это обязательно соревнование. Мифологическое сознание греков строилось на состязаниях, агоне (споре). Поэтому все постановки показывались как «конкурс» между авторами, которые выступали ещё и в роли режиссёров.

Со стороны античная литература выглядит интересно и даже впечатляет своим объёмом. Изучать её сложно: у многих текстов тяжёлый язык и слог, для каждого произведения нужно обязательно учитывать условия, в которых оно создавалось. При этом авторы — уникальные личности, со своими мировоззрениями и поэтическими установками. В этой статье рассказано далеко не обо всём, что было придумано древними греками или римлянами и используется до сих пор в литературе и сторителлинге. Но даже поверхностное знакомство с культурой античности помогает увидеть литературу с новой стороны, как увлекательную историю масштабной системы, отдельного вида человеческой деятельности.
#классика #образование #эссе