Публикации
Подборки

Комиксы — это серьёзно? 6 нестандартных графических романов из России и Белоруссии

Если вам кажется, что комиксы бывают только про перестрелки, инопланетян или парней в трико, то самое время переоткрыть этот удивительный жанр. Почему? Давайте разбираться и выбирать самые интересные из тех, что так или иначе посвящены подросткам или адресованы им.
Истории можно рассказывать по-разному: словами, музыкой, движениями или картинами. Каждый способ повествования по-своему уникален, и в любом жанре встречаются как поверхностные работы, так и произведения, которые надолго остаются в мыслях. Комиксы — не исключение. Искусство рисования человечество освоило ещё до изобретения письменности: люди рассказывали истории «графически». Так, до наших дней сохранились наскальные «комиксы» и росписи в египетских гробницах. Время шло, и слово перетянуло на себя внимание, а графике пришлось притаиться, выжидая нужного момента. Можно сказать, что в ХХ веке началось её возрождение. Важно отметить, что в случае комикса речь идёт именно о серии последовательных рисунков. Не будем вдаваться в подробности истории жанра, но остановимся на том, что в настоящее время комикс стал очень близок по значению к понятию «графический роман». В чём разница между этими терминами? Пожалуй, удобнее будет упустить бесчисленные споры, счесть графический роман и комикс синонимами и сосредоточиться на содержании.

В графических романах на первый план выходят рисунки. То, что в привычной литературе мы обычно называем словами автора, передаётся через линии, тени, цвета. Читателям, незнакомым с этим жанром, может показаться, что комиксы сковывают фантазию: всё уже изображено за нас! Но это не так. Чтобы комикс ожил, ему нужна помощь. Благодаря нашему воображению повествование выходит за рамки рисунка, картинки двигаются и соединяются вместе, обрывочные фрагменты превращаются в историю. Как правило, чем сложнее комикс, тем проще стиль. Вряд ли вы найдёте здесь разнообразную палитру, реалистичные и детальные портреты. Но один цвет может задать настроение, а пара кругов и линий —¬ стать героем, с которым себя ассоциируешь. Комиксы не препятствуют фантазии, но поощряют её, что демонстрируют и графические романы из этой подборки. Они о разном — об одиночестве, подростках, вере в лучшее — и все они были созданы русскими или белорусскими авторами.

Полуночная земля. Юлия Никитина. Бумкнига. 2018

Пожалуй, пора признать: от самой себя не уедешь ни на одном поезде.
История Юлии Никитиной похожа на зимний сон, крадущийся холодным ветром через закрытые окна. Чёрно-белый роман показывает нам дальний север и живущую там маленькую девочку, которой пора взрослеть. Оставаться в родительском доме — тоскливо; искать свой путь — страшно; идти к мечте — тяжко. Взросление — сложно и иногда больно, но нужно. И это как нельзя лучше чувствуется под полуночными декорациями: множество звёзд, разбросанных по всему комиксу, побуждают мечтать и честно говорить с самим собой.

Соня из 7 «Буээ», Соня-9. Алексей Олейников и Тимофей Яржомбек. Белая ворона. 2019-2020

Здесь есть слёзы и есть смех. Эта история касается всех.
Тринадцатилетняя Соня, героиня комикса Алексея Олейникова, слушает рок и читает рэп. Читает его для вас, в прямом смысле: весь роман — это рэп в картинках. Яркий, смелый, смешной, а потом немного грустный: «Думаете у Сони всё в порядке? Она просто умеет играть в прятки». Бунт острой на мысли и язык девочки оборачивается трагикомедией в восьми уроках, изображённой в ярко-малиновых тонах. «Соня из 7 Буээ» — это графическая терапия, полёт фантазии, максимализм, который периодически нужен всем нам. А если вы с Соней совпадете настроениями, смело знакомьтесь и со второй частью, где героиня взрослеет, начиная задумываться о неизбывном человеческом одиночестве и социальных проблемах.

Включая её имя и лицо. Романтическая история в Минске. Ольга Ковалёва, Никита Лаврецкий. Бумкнига. 2019

Я сам по себе, а все остальные отдельно.
2008 год, Минск, восьмиклассник под ником «Мадара» любит аниме и анимешницу Ангелину, ездит на сходки и немного бегает от реальности. Пепельно-сиреневая история погружает читателей в повседневность, где много подростковой неловкости. Просто, знакомо, ностальгично. Время меняется, а подростки почти что нет. Поэтому история в Минске скорее всего покажется близкой не только тем, кто застал время кнопочных телефонов, дисков и интернет-дневников, но и новому поколению с другими смартфонами, зато теми же проблемами.

Бежать нельзя остаться. Алексей Олейников. Белышева Анна, Бурхович Роман, Колмыкова Анна. Самокат. 2021

Этот город похож на огромный торт <...> Здесь живёт совсем другой народ. Этот город совсем не похож на тот.
Семь детей, семь национальностей, семь историй и одна тема — вынужденная миграция. Другая культура, другие традиции и нравы находятся совсем рядом с нами, среди нас. «Бежать нельзя остаться» приоткрывает нам жизнь «других». Это немного больше, чем комикс: графические истории переплетаются с фактами и статистикой о беженцах, рассказывают о трудностях, с которыми они сталкиваются. Всегда стоит помнить, что мы разные и быть добрее — вот что прежде всего пытаются передать нам авторы.

Сурвило. Ольга Лаврентьева. Бумкнига. 2019

Я часто себе это повторяю: я живу за всех.
Тени, страхи и невозможная надежда — то, из чего состоит «Сурвило». Ольга Лаврентьева записывает историю своей бабушки, такую же тёмную, как рисунки в этом романе. Репрессии, война и блокада превращаются из зазубренных в школе дат и фактов в живой образ. «Сурвило» — это отрезвляющее напоминание о том, как важно быть человечным, любящим и любимым, независимо от возраста и мировоззрения. И маленький совет: когда будете читать — ищите свет между строчками, его там больше, чем кажется на первый взгляд.

Графические путеводители по «Евгению Онегину» и «Горю от ума» Алексей Олейников, Наталья Яскина, Наталья Аверьянова

Комиксы не только рассказывают истории, но и бывают познавательными, помогают разобраться в тех или иных предметах. Полностью визуализировать то, чего никогда не видел, довольно сложно, и в таком случае рисунки становятся путеводителями в мир неизвестного. Возьмём, например, русскую классику XIX века. Что окружало героев всем известных произведений, как в действительности выглядели их наряды или обеденный стол? Алексей Олейников вместе с иллюстраторами Натальей Яскиной и Натальей Аверьяновой предлагает увидеть классику из школьной программы не только через текст. Подробнее об этих комиксах можно прочитать в отдельной рецензии ЛИФТа.

А напоследок хочется сказать лишь одно: не бойтесь открывать для себя новые форматы!
#литературадляподростков #современнаярусскаяпроза #подборки #изобразительноеискусство