Публикации
Впечатления

«Комиксы по классике» или как сделать чтение авторов школьной программы простым и увлекательным

За последние два года издательство «Самокат» выпустило два графических путеводителя по очень известным произведениям — «Евгению Онегину» Пушкина и «Горю от ума» Грибоедова. Обозреватель «ЛИФТА» Женя Ромашка рассказывает, чем любопытно такое переосмысление классики и почему обе книги достойны особого внимания.

Не секрет, что школьная программа по литературе не всегда бывает увлекательной для подростков, а книги, которые нужно читать для уроков, порой тяжело осилить дальше названия. Некоторым, в силу исторического контекста, старых слов и выражений, трудно представить персонажа, описываемого в тексте, место, где происходит действие, и прочие детали. Это влияет на желание читать. В школах нередко задают учить спорные факты об авторах и их работах: стереотипы о всегда угрюмом Гоголе или «Гранатовом браслете» как великом тексте о любви могут быстро надоесть и стать причиной нежелания изучать литературу. Приходится записывать нудные конспекты, а затем их читать снова и снова, чтобы запомнить. Это даётся непросто, в особенности тем, у кого проблемы с восприятием информации и концентрацией внимания. Таким ученикам нужно что-то лаконичное и яркое, чтобы лучше усваивать материал.

Графические путеводители по «Онегину» и «Горю от ума» как раз красивые, нестандартные и короткие — 128 страниц в каждом. Оба написаны Алексеем Олейниковым; художницы разные — иллюстрации к «Евгению Онегину» рисовала Наталья Яскина, к «Горю от ума» — Наталья Аверьянова. При этом на 128 страницах многое умещается: краткое содержание, неожиданные факты о тех временах, когда происходило действие, пояснения к фразам. Например, описывается, как мог бы выглядеть дом Фамусова в реальности, что такое «мотив глухоты» и какая «глухота» вообще бывает в книгах. Также детально, с пояснениями и отсылками к реальным суевериям рассматривается гадание Татьяны. Всё это сопровождается атмосферными иллюстрациями в стиле чёрно-белых писательских набросков. Да, некоторые сюжетные повороты даны в сокращённом виде. К примеру, в «Горе от ума» нет монолога Чацкого, а в «Евгении Онегине» опустили описание дуэли. Но ведь для того путеводители и нужны, чтобы вводить в курс дела без большого количества информации.

Зато в книгах присутствует немало полезных комментариев и пояснений, которых не найти в учебнике. О женщинах и их жизни читателям рассказывают после первого действия в путеводителе по «Горю от ума», чтобы было проще проникнуться атмосферой и понять Софью Фамусову, её роль в пьесе. Ведь она неспроста чересчур самостоятельная и упрямая, неспроста ведёт себя неординарно для девушки из приличной семьи. О том, как создавалась пьеса, о её критике и влиянии можно узнать в конце, после четвёртого действия. То же самое и с путеводителем по «Евгению Онегину» — нам дают дополнительную информацию постепенно, по мере чтения. Это совсем не мешает, а наоборот — подогревает интерес. Мало ли, после следующей главы нам расскажут что-то, о чём в школе даже не упоминали! И такое встречается — в путеводителе по «Онегину» несколько страниц выделено под хронологию с точностью до дней, когда произошло то или иное событие.

Интересно, что это фактически первые полноценные графические путеводители по классике. Конечно, есть книги с картинками, нарисованными исключительно для определённого выпуска и определённого издательства, но там не найти сопроводительного текста или забавных ремарок. Эти две книги действительно читаются быстро и передают сюжет через иллюстрации, на которые приятно смотреть, и которые вызывают ассоциации, помогающие лучше запомнить содержание. Не хочется ни на секунду их откладывать даже если знаешь, что будет дальше — то засмотришься на необычный рисунок зимней деревни, то удивишься рецепту говяжьих глаз.

#классика #литературадляподростков #образование #рецензии