Публикации
Диалоги

«Реальную помощь могут предоставить только хороший друг, девушка и психотерапевт»: Илья Надеждин о японских комиксах, советах для начи-нающих художников и личном росте

Илья Надеждин — создатель сервиса для чтения графических историй ReManga. Илья присутствовал в сентябре на ММКЯ, где рассказывал про успешные способы продвижения для начинающих художников. Его профессионализм стал заметен после первых же слов в микрофон. Именно это и побудило нас узнать о том, как же начать зарабатывать на любимой анимации и как превратить это в дело всей своей жизни.
Илья, здравствуйте. Прежде всего хочется, конечно, узнать — как вы познакомились с культурой Японии?

Приветствую! Я познакомился с Японией в девятом классе. На подготовительных курсах подружился с девушкой, которая подсадила меня на аниме. Сначала смотрел аниме, потом читал мангу, затем занялся пере-водами, ну, а потом открыл сайт.

Чем именно отличается манга от комикса? Можете попробовать дать краткий ликбез для читателей?

Манга от комикса отличается только страной производства. Это просто обозначение для японских комиксов.

Сейчас вы активно развиваете «РеМангу» и «РеНовелс» — в чём различие? Как зародилась идея создания сайта и паблика? Насколько сложно было сделать сайт и выйти на нужную аудиторию?

Однажды я занялся переводами манги. Бизнес-схема была очень проста: я ждал, пока англичане переведут мангу на английский, а затем я переводил её на русский. Но в какой-то момент я понял, что мне не нравится площадка, на которой я выкладывал мангу. Поэтому с третьей-четвёртой попытки я позвал в проект друга, который умеет программировать, и сделал с ним «РеМангу». «РеНовелс» — это уже сайт с текстовыми книгами, а именно с текстами в жанрах литРПГ1 и ранобэ2.

Какие самые популярные работы вашего медиапространства? У вас есть какая-то любимая? И почему именно она?

Самые популярные работы можно найти в топе на сайте. Топ регулярно меняется, но самым стабильным произведением является Solo Leveling. Я не очень понимаю этот проект, но это «Выбор читателей № 1». Лично я люблю несуразные, странные и кринжовые вещи, с которых можно в голос посмеяться. Пожалуй, «Ублюдок FFF ранга» достаточно забавный, а также ряд российских произведений. Иногда я читаю проекты наших авторов, многие достаточно интересны.

Как изменилась ваша жизнь после старта «РеМанги»?

Кардинально. Во мне поменялось абсолютно всё, начиная с внешности, заканчивая образом мышления. Человек изменчив, и это хорошо. Мы должны принимать новые идеи и работать с ними. При этом я оставил за собой два самых главных жизненных принципа. Во-первых, никому не подчиняться, так как я не хочу следовать тупым приказам. Во-вторых, работать для своего удовольствия. И оба принципа на мой взгляд эффективны. Я делаю только то, что хочу. Ровно как и мои товарищи по работе. Поэтому у нас и идёт развитие, ведь мы все делаем только то, что хотим делать.

Считаете ли вы, что манга и аниме помогают подросткам в сложных жизненных ситуациях/буквально «спасают» их? Или?

Позвольте отойти от манги и сказать вообще о контенте: он «фастфудный». Люди в целом перестали уметь фильтровать информацию и еду. Мы едим в макдаке и пьём газировку не потому, что это вкусно, а потому что во всей подобной еде подсластители и усилители вкуса. Де-факто, фастфудная еда синтетическая и бесполезная для развития тела (даже губительна). Но это «быстрый кайф».

С информацией сейчас то же самое. Сейчас у нас ест соцсети, ютуб, манга, фильмы, книги и прочие виды потребления информации. И 99% из них — фастфуд. Люди девяностых вспомнят Дарью Донцову, которой все зачитывались. Моё поколение кайфует с фильмов «Марвел» и вспоминает с ностальгией «Винкс». Информация стала бесполезной, потому что мы её потребляем, как фастфуд.
То есть это что-то плохое?

Нет. Я сейчас не пытаюсь быть снобом и говорить: «Не ешьте в макдаке, не смотрите ТикТок». Я лишь указываю, что да, это так. Примите то, что вы едите фастфуд. Проблема в том, что весь этот объём информации не помогает. Он даёт быстрое насыщение эндорфинами и возмож-ность побега от реальности. И мы этой возможностью бездумно пользуемся. Что касаемо манги, манхвы, маньхуа, рукомиксов и так далее, то это просто типы литературы. Им присуща та же «жвачность», как и другим книгам. Тот же Solo Leveling может обладать безумной популярностью, но он не несёт смысловой нагрузки, кроме как призыва «Не сдавайся!». Это не помогает. Примеры хороших анимок, которые заставляют думать, анализировать и вдохновляться — «Атака Титанов», «Сонни Бой», «Эта фарфоровая кукла влюбилась». Если полезть в книги, то «Дюна» Фрэнка Герберта — отличное произведение.

Но реальную помощь могут предоставить только хороший друг, девушка и психотерапевт. Настоятельно рекомендую при жизненных проблемах. Если вы подросток и вам откровенно плохо, требуйте себе психолога от родителей или наймите его сами на пару сеансов, сэкономив на обедах или заняв денег у друзей.

Какие советы вы можете дать по продвижению художникам манги и (или) сценаристам?

Во-первых, рисовка — это отличная замануха. Но без сюжета она работать не будет. Озаботьтесь хорошим сюжетом или найдите друга, который делает хороший сценарий. Во-вторых, не косите под мангу. Это просто раздражает. Не расставляйте баблы справа налево, ибо вы работаете для российской аудитории. Мы привыкли читать слева направо. В-третьих, чётко осознайте, для кого вы рисуете. «Для всех» — это проигрышная стратегия. Я может быть и сексист, эйджист и кто-то там ещё, но возраст и пол сильно влияют на то, кому понравится ваше произведение, а кому нет. Спойлер: «для всех» — значит «ни для кого». Самое простое — сделать произведение для себя и отметить в голове, что вероятнее всего оно понравится таким же людям, как и вы. Кроме того, делайте хорошую обложку. Это основное, по чему люди будут переходить на ваше произведение. И наконец, не бойтесь критики, оскорблений и недоверия. Просто делайте то, что хотите, но правильно. Помните, что нет «неправильной публики», нет «несправедливого мира». Есть только «неправильное восприятие».
Короче, это не люди — черти и не ценят вас, а вы что-то делаете не так.

Вы сами когда-нибудь пробовали написать мангу? Может, хотели бы? Возможно, у вас есть целый отдел кадров? Целая команда?

Сейчас у нас нарисовано три комикса двумя разными студиями: «Герой иного мнения», «Я убил Бессмертного» и «Сердце Дракона». На данном этапе рисовать комиксы высшего качества для продажи в РФ — гиблое дело, но мы работаем над этим. Я очень хочу, чтобы авторы могли окупать свои труды, и мы прикладываем большие усилия, чтобы это получи-лось.
#интервью #творческийпроцесс #вопросыпсихологии #современнаярусскаяпроза #изобразительноеискусство

[1] ЛитРПГ — поджанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых ком-пьютерных игр
[2] Ранобэ — разновидность популярной японской литературы различных жанров, отличающаяся преиму-щественно фэнтезийным сюжетом, обилием диалогов, иллюстрациями в стиле аниме и манги и ориенти-рованная в основном на подростковую и юношескую аудиторию