Публикации
Наблюдения

Фэнтези, миниатюрные издания и тренинги писательского роста: чем запомнилась Московская международная книжная ярмарка-2022

Со 2 по 5 сентября на территории выставочного комплекса «Гостиный Двор» прошла тридцать пятая Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ). Возможность собраться в обществе творческих людей — писателей, поэтов, ученых и художников — привлекла десятки тысяч посетителей, а льготные билеты стали отличным бонусом для студентов и пенсионеров. Корреспонденты «Лифта» Соня Коблова и Марина Маслова делятся своими впечатлениями от главного книжного фестиваля осени.

3 и 4 сентября, несмотря на пасмурную погоду, людей на ярмарке безумно много. Кто-то спешит на предстоящий мастер-класс по азиатским комиксам, а кто-то пытается не упустить шанса прочитать отрывок из своей рукописи перед заслуженными авторами и продюсерами. В эти дни абсолютно у каждого есть возможность показать литературным экспертам собственные заметки.


В павильоне «Гостиного двора» солнечный свет пробивается сквозь стеклянную крышу и падает на книжные стенды. Доносится запах яблочного пирога — это автор книги рецептов «Выпечка для счастья» Дарья Близнюк угощает слушателей на презентации. Здесь соседствуют «Профиздат» и «КомпасГид», «Высшая школа экономики» и «Самокат». Встречаются даже частные предприниматели, мастера, изготавливающие крафтовые книги, и продавцы букинистических коллекций. На одном из стендов висит табличка: «Норштейн. Сказка сказок. Ежик в тумане». Под ней сидит сам Юрий Борисович, а к нему тянется очередь за автографами, хвост которой теряется где-то среди соседних прилавков:
«Всё, всё, дорогие мои, — слышен голос мультипликатора. — Мне на полчаса перерыв нужен, приходите чуть позже».

Очередь медленно и неохотно рассасывается. Неподалеку от нее нам удалось пообщаться с одной из постоянных посетительниц ярмарки, Алиной, которая представилась журналисткой, но не стала уточнять, из какого она издания. Алина поделилась впечатлениями:
«Я уже третий раз на ярмарке! Конечно, что-то меняется, но атмосфера остается прежней. Возникает настроение праздника»

На ММКЯ почти всегда одновременно проводится несколько лекций, семинаров, круглых столов. Гул голосов покупателей иногда прорезает усиленная микрофоном речь:
– ...Лично мне очень нравится, когда автор аудиокниги мастерски выписывает персонажа, посредством голоса дает ему характеристику…
– ...Пишите, пробуйте! И вы оставите на земле частичку себя…
– ... Да, из спагетти можно склеить фонарик! А если их заморозить... домашнее задание вам: придумайте как можно больше вещей, которые можно сделать из макарон!


Воскресенье 4 сентября тоже не обходится без новых открытий. Толпа собралась вокруг стенда, где выступает основатель «Московского клуба любителей миниатюрных книг» — Марков Владимир Дмитриевич. Лаковый переплет карманной версии «Евгения Онегина» его работы выглядит действительно красиво. Соня Коблова поинтересовалась биографией мастера:
СК: Здравствуйте! Расскажите пожалуйста, как вы пришли к созданию «книг в миниатюре»?
ВД: В молодости я поступил в Казанский Авиационный Институт, там узнал про авиамоделизм, но позже понял, что моя сфера должна быть связана совершенно с другими вещами. Я стал увлекаться искусством. Однажды пришла идея соединить творчество и приобретенные в университете навыки. Так я издал первую книжку.
СК: Много ли людей вас знают? Где можно найти ваши работы?
ВД: Вообще я член международного сообщества, мои книги можно найти не только в Ленинской библиотеке, но и в библиотеке конгресса США. Я даже делал подарок для Владимира Владимировича Путина, изготавливал коллекцию миниатюрных книжечек. При себе имею титул «Лучшая книга мира 96 года». Более того — из самого интересного — моя книга была на космической станции.


За стендом «Книг в миниатюре» сразу начинается зона лекций и мастер-классов. Очень много людей читают свои отрывки в присутствии Полины Ворониной – руководителя отдела комьюнити-менеджмента «ЛитРес». Один ее совет прозвучал громко, поверх всеобщего гомона:
Если хотите заниматься литературным творчеством в жанре автофикшн [1], обязательно сыграйте в одну игру. Сначала пишите абзац о важном опыте от первого лица (я), а потом дайте себе пять минут выдохнуть, и пишите уже от третьего лица (он, она). Это помогает отстраниться. Никогда не спрашивайте себя: «А кому будет интересна моя жизнь?». Пробуйте. Просто начните! Идите туда, куда вас ведет ваш текст. Вы обязательно придете к точке, которая будет важна не только для вас, но и для других.


На лекции по азиатским комиксам выступают бренд-менеджер издательства «МИФ» Екатерина Северина, художница и автор комикса «Ты мой!» Джо Котляр; CEO платформы ReManga Илья Надеждин, художница и автор комикса «Я — Авейра» Chaki. Они  обсуждают проблему, которая знакома многим авторам: «Как продвигать свои работы, если ты интроверт?»
Найдите специалиста или агента для продвижения, если у вас уже большая аудитория. Я, например, рекомендую организацию «Автор Тудэй». — рассказывает Илья Надеждин. — А если возникнут сложности относительно общения с читателями, то постарайтесь научиться хвалить свое творчество. Кричите о том, что ваш проект классный и делайте такой тренинг каждый раз, когда будете сомневаться в себе. Это очень помогает.


Многие успели на ярмарке купить себе книгу по приятной цене и сфотографироваться с любимыми писателями. Например, с Анастасией Андриановой, автором «Песни чудовищ». Этот роман — сказка для взрослых, где показана взаимосвязь древних легенд и славянского фэнтези.

Сказки бывают разные, и я пытаюсь доказать, что они могут быть интересны для представителей всех поколений. – рассказала Анастасия. Также нам особенно запомнилась презентация бестселлера Тории Дрим «Притворись бабочкой» – истории о замкнутой героине, которая борется со своими страхами. Не в последнюю очередь благодаря таким новинкам после ММКЯ надолго осталось приятное ощущение. Подобные фестивали, при всей их пестроте, полезны и для книголюбов, и для начинающих писателей. По крайней мере, они не только помогают встретить творческих людей, но и учат показывать себя.


[1] автобиографический вымысел, кросс-жанровое направление литературы, смесь автобиографии и художественной прозы, в которой реальные события и достоверные факты переплетаются с авторским вымыслом.