Уже два года в Ульяновске проходят занятия для участников олимпиад по литературе. После прохождения отбора они начали готовиться к Всероссийской олимпиаде школьников и другим состязаниям. С 17 по 21 марта в центре «Алые паруса» Ульяновской области прошли последние в этом учебном году сборы литературной команды. Как проходила подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников и чем подростков привлекает литература — рассказала Полина Грищук.
Четыре раза в год команда уезжает в загородный кампус центра «Алые паруса», чтобы погрузиться в мир литературы. Вот и теперь предпоследняя неделя марта стала для олимпиадной сборной по литературе особенной. Пять мартовских дней ребята с восьмого по одиннадцатый класс работали с педагогами из Ульяновска, Москвы и Санкт-Петербурга. Занятия длились с самого утра, порой до девяти вечера. Чем занимались олимпиадники? Анализировали тексты Чехова, Набокова, Пелевина, Заболоцкого и Ходасевича, пытались отличить пародию от стилизации, а ещё разбирались с организацией балов XIX века и даже писали стендапы на основе сказок Салтыкова-Щедрина.
Четыре раза в год команда уезжает в загородный кампус центра «Алые паруса», чтобы погрузиться в мир литературы. Вот и теперь предпоследняя неделя марта стала для олимпиадной сборной по литературе особенной. Пять мартовских дней ребята с восьмого по одиннадцатый класс работали с педагогами из Ульяновска, Москвы и Санкт-Петербурга. Занятия длились с самого утра, порой до девяти вечера. Чем занимались олимпиадники? Анализировали тексты Чехова, Набокова, Пелевина, Заболоцкого и Ходасевича, пытались отличить пародию от стилизации, а ещё разбирались с организацией балов XIX века и даже писали стендапы на основе сказок Салтыкова-Щедрина.
Особым испытанием стала нарратология, теория повествования. Кто бы мог подумать, что литературное произведение часто представляют в виде схем? Но и сложный материал можно понять, если преподаватель объясняет всё «на сапогах и булках», то есть очень просто, на жизненных примерах. Полезным оказался и психологический тренинг: ребята учились работать в команде и вместе решать нестандартные задачи, например, одно из заданий было нарисовать сложную фигуру, ориентируясь только на объяснения партнёра.

Источник: Центр "Алые паруса"
Однако сборы литераторов состояли не только из бесконечной учёбы. Почти каждое утро для них проводили танцевальную зарядку, в перерывах между занятиями команда рисовала на досках ёжиков или записывала цитаты Маяковского, а любимой «игрой» стало сопоставление педагогов со смешариками.
Среда — экватор смены. К подросткам приехал особенный гость — Ольга Георгиевна Шейпак, писательница и главный редактор журнала «Мономах». Сначала Ольга Георгиевна предложила ребятам подумать над тем, какие профессии объединяет в себе писатель. Оказалось, что писатель — это не только филолог и художник, но и режиссёр, актёр и психолог. Олимпиадники погрузились в творческий мир автора и узнали несколько секретов написания прозы:
«Днём я работаю, а ночью пишу, ведь мир такой огромный, а времени так мало», — поделилась писательница.

На съезде были участники и других направлений, но, кроме литераторов, никто так поздно учебный корпус не покидал. Весёлой компанией они закрывали кабинет и в темноте коридоров отправлялись в жилой корпус — чаще не для того, чтобы отдохнуть, а чтобы успеть дочитать произведения к занятиям следующего дня.
Сборы олимпиадников по литературе отличаются особой атмосферой: ребята организовывали ночные гадания, танцы и игры в снежки, последние этой зимой. Иногда возникали литературные дебаты, доходящие до искромётных споров, а общие шутки разделяли и преподаватели.
Сборы вдохновляют литераторов на новые сочинения. Например, Анна Вьюнова написала такое стихотворение:
Сборы олимпиадников по литературе отличаются особой атмосферой: ребята организовывали ночные гадания, танцы и игры в снежки, последние этой зимой. Иногда возникали литературные дебаты, доходящие до искромётных споров, а общие шутки разделяли и преподаватели.
Сборы вдохновляют литераторов на новые сочинения. Например, Анна Вьюнова написала такое стихотворение:
Есть в Ульяновске чудное место,
Там таланты, веселье и ум.
Литераторы тут снова вместе.
И полны мы и мыслей, и дум.
Перед нами здесь снова загадки,
Зацепившись за слово — вперёд.
Мы играем со смыслами в прятки,
И следим вновь как время идёт.
Тут слились серебро с позолотой,
О веках речь, не путай, дружок.
В текстах видим отсылки на Гёте,
Вдруг на Данте Альгери прыжок.
Пушкин пишет о сердце горящем,
О поэзии, вечной любви.
В строках Чехова юмор искрящий,
А у Блока горят фонари.
Мы ведём диалог с Маяковским,
Обсуждаем с Есениным Русь.
Здесь слова, что написаны Бродским,
Новый смысл обретают и суть.
Это место — вовсе не сказка,
Это место не в темных лесах.
Создаём мы тут яркие краски
Речь об алых идёт парусах!
Вот как рассказал о своих последних сборах одиннадцатиклассник Рифат Ахметзянов:
В одном из текстов Пушкин написал о желании отправиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег»; эти строки идеально описывают последние сборы.
Да, именно последние, а не крайние. Я провёл их в диалоге с прошлым: вспоминал самые-самые первые занятия, размышлял, насколько изменился мой уровень знаний. Осознавать, что благодаря педагогам я вышел на абсолютно новый уровень литературоведения — удивительно!
Каждые наши сборы не проходят без юмора, объятий и безудержного смеха. Филологи действительно весёлые ребята, и я их очень люблю за остроту ума и открытое сердце! Именно рядом с ними чувствуешь, что мир интереснее, чем кажется, а вокруг ещё столько всего неизведанного, поэтому хочется, чтобы наше погружение в литературу продолжилось и за пределами родных «Алых парусов»!
Немногие будут участвовать в заключительном этапе ВсОШ в этом году, но ведь школьники учатся не только ради блестящих побед. Олимпиадное движение, конечно, приносит призы и льготы, но идти туда только за этим не стоит. Гораздо важнее найти тех, с кем можно разделить свои победы и поражения, с кем хочется двигаться вперёд.
Известно, что Пушкин познакомился со многими близкими друзьями в Царскосельском лицее. Объединённые общим делом, они были рядом ещё долгие годы. У ульяновских школьников тоже есть возможность завести такую крепкую дружбу на сборах. Здесь встречаются единомышленники, глаза которых горят любовью к литературе.
