«Девять кругов мкАДА» — сборник рассказов в жанре городского фэнтези от девяти авторов, который состоит из мрачной атмосферы и мистики московских улиц. Сборник является второй книгой в серии «Петербургский эксклюзив» от издательства «Эксмо». Первая книга посвящена Санкт-Петербургской нежити — «В Питере НЕжить».
Обозреваемые мистические рассказы, на первый взгляд, объединяет только локация, однако при желании можно отыскать повторяющиеся мотивы и темы, благодаря которым их можно разделить на несколько групп.
В историях Юлии Бабчинской «Две царицы» и Марии Понизовской «Сезон урожая» встречается образ доппельгангера, существа, проявляющегося как тёмная сторона личности. В рассказе «Две царицы» повествование ведётся от лица Арианы Свиридовой и Ираиды Шторм. Девушки знакомятся в кафе: час пик, мест не хватает, и Ираида, прибывшая в Москву на симпозиум, подсаживается к Ариане. Далее повествование обрывается, и читатель возвращается к героям в момент жаркого спора о существовании доппельгангеров. Ариана, которая никогда не сталкивалась с подобными существами, утверждает, что это бред сумасшедших. Ираида доказывает обратное, объясняя, что у отслоившихся личностей есть одна особенность — красная родинка, похожая на пятиконечную звезду. В этот момент Ариана Свиридова вспоминает, что с детства под её правой лопаткой была именно такая родинка…
В рассказе Марии Понизовской «Сезон урожая» доппельгангер — не существо, а город под названием Крипта, подземный двойник Москвы. Крипта представляет собой огромный многоуровневый город. Он служит фундаментом для всех зданий на поверхности. Именно этот подземный город и его жители удерживают купол, на котором стоит Москва, «являясь ее мицелием». В сущности Крипта и Москва неотделимы, хоть и душат друг друга. С Криптой читатель знакомится благодаря Филиппу, жителю подземного города, который по работе вынужден выбираться на поверхность. Долгое нахождение в Москве вызывает у него сильный дискомфорт: технологии города отравляют его, а он отравляет их в ответ, заставляя сбоить и ломаться.
В рассказах Анастасии Андриановой «Нечисть с доставкой на дом» и Евгении Сафоновой «Обратная сторона» повествование выстраивается вокруг сверхъестественных организаций, регулирующих нечисть. В первой истории главный герой Валерий работает ловцом нечисти в месте под названием «Дом с крокодилами». Для обычных людей это — доставка еды, которых в Москве огромное количество, но на самом деле «Дом с крокодилами» — многоуровневая структура по контролю за нечистью, например, лешими и водяными. История походит на экскурсию благодаря необычной организации: подробные описание не надоедают, наоборот, читатель будто становится частью секретного агентства.
В рассказе «Обратная сторона» структура, защищающая людей от магических существ, называется «боевая спецгруппа Московского Подразделения Управления по Потусторонним Делам». Организация состоит из отдельных отрядов, в которые входят Проводник и защищающие его Бойцы. Проводник — это экстрасенс, который чувствует присутствие духов, а также делает их зримыми и уязвимыми для соратников, а Бойцы, в свою очередь, их уничтожают. Василиса — главная героиня рассказа — работает Бойцом. С подросткового возраста она увлекалась Японией и аниме, из-за чего записалась в школу боевых искусств. На занятиях Василиса знакомится с вербовщиком из «Управления по Потусторонним Делам» — так начинается её двойная жизнь. Произведение увлекает детальным описанием боевых сцен и не оставит равнодушными фанатов японской культуры.
Конфликт поколений — основная тема третьей группы рассказов. Действия «Радуницы» Нади Хедвиг, происходят в одноимённый православный праздник — день поминания усопших. По дороге на кладбище главная героиня Оксана думает о своей дочери Вике, которая с детства была «неконтактной» и тихой. Оксана старалась оберегать единственного и долгожданного ребёнка от любых опасностей, поэтому когда Вика стала проводить много времени на кладбищах и увлекаться мистикой, женщина забеспокоилась о её состоянии. Матери предстоит пересмотреть свои отношения с дочерью и выяснить мотивы такого странного и пугающего поведения. Тривиальный конфликт поколений преображается в конце, когда читатель узнает причину, по которой герои оказались на кладбище.
Похожая тема поднимается в рассказе Саши Степановой «Город говорит», однако в этом случае роли родителя и ребенка меняются местами: дочь не понимает своего отца, а точнее — его работу в газете «Хроники аномального». Девушке кажутся ненормальными его помешательство на кактусах и утверждения о том, что с ним говорит город. Однако со временем главная героиня сама сталкивается со странными вывесками, которые будто собираются в слова и говорят с ней; с друзьями отца, которые объясняют причины помешательства; а также с одним жестоким человеком, который хочет завладеть транслятором для разговоров с городом. Город знает всё о своих жителях, но делится информацией только с тем, у кого есть транслятор. Из минусов у этого рассказа можно выделить сумбурность и смазанность повествования. Большую часть рассказа за героиней кто-то гонится. В этом постоянном движении читателю пытаются раскрыть основную задумку о «говорящем» городе, однако в круговороте лиц и улиц очень сложно воспринимать сюжет.
В рассказе Ксении Хан «Пойди туда — не знаю куда» недопонимание возникает уже между внуком и дедом. Когда Денису было шесть лет, они с матерью переехали с проспекта Мира, где жил его дед, леший, на окраину Москвы. Из-за чего это произошло, Денис толком не понял: «Мать рассвирепела на деда, в какое-то сонное воскресенье собрала вещи и увезла мальчика…». Дед договорился с внуком, что раз в месяц они будут писать друг другу письма и рассказывать, о своей жизни. Первые три года после переезда Денис старался отправлять письма вовремя, но потом он перешёл в среднюю школу, а там — закрутилось. Связь с дедушкой-лешим начала его тяготить: с детства мальчик любил рассказывать истории из своей жизни, например, о том, что он знаком с Серым Волком. Эти истории стали причиной издевательств со стороны одноклассников: другие дети считали его странным. Денис прекратил слать письма, но дедушка не отчаивался и продолжал переписку. Так прошло несколько лет… В один день письма перестали приходить, и тогда мама уже студента Дениса, почувствовав что-то неладное, велела сыну отыскать деда. В процессе чтения на страницах можно найти: кота Баюна, который нянчил Дениса в детстве, Чудо-Юдо, Жар-птицу и Серого Волка. Эти знакомые многим герои создают ощущение чего-то родного, будто снова попал в детство и перед сном читаешь сказку.
В истории Ульяны Черкасовой «Пустой курган» недопонимание возникает между ведьмой и её внучкой. Главная героиня отказывается продолжать семейное дело, из-за чего ссорится со своей бабушкой. Однако следовать собственным желаниям оказывается не так просто: после смерти ведьма пытается насильно навязать внучке свою судьбу. Чтобы отказатся от непрошенного наследства, девушке необходимо пройти три испытания и отстоять право на собственный выбор.
В рассказе Френсис Кель «Мальчишка с чёртовой башни» поднимается тема неупокоенных душ, поэтому его нельзя вписать ни в одну из представленных групп. По сюжету один из главных героев Адриан увидел призрака в заброшенной башне. Этот мальчик — неупокоенная душа. Компания ребят, состоящая из Адриана, его брата-близнеца Адама и друзей брата, Макса и Сони Соловьевых, сочувствует мальчику-призраку, который долгое время провел в одиночестве и решают выяснить, почему он не может выбраться из башни.
Сборник цепляет мистической атмосферой улиц, как реальной Москвы, так и вымышленной Крипты, по которым проходил герой Марии Понизовской, новым взглядом на известных с детства сказочных персонажей, таких как леший или кот Баюн, и, наоборот, описанием малознакомой японской культуры. Рассказы читаются легко, в некоторых из них есть сноски с пояснениями от автора, поэтому не придётся ломать голову над фантастической терминологией.
Каждая история сопровождается иллюстрацией, на которой изображаются главный герой и/или место действия. Рисунки помогают подробнее и реалистичнее представить локации, где происходят события, а вот персонажи изображены только в качестве теней без прорисованных черт лица, так что их внешность приходиться додумывать. Но, несмотря на хорошие иллюстрации, у сборника есть один серьезный минус — некачественное издание с довольно дешёвыми страницами, из-за чего при перечитывании смазывается текст. Однако есть электронное издание, которое поможет справиться с этим недостатком.
Представленные рассказы вряд ли смогут удивить фанатов русского фэнтези, но хорошо подойдут тем, кто устал от больших саг, хочет расслабиться вечером и немного попутешествовать по другим реальностям перед сном.
Обозреваемые мистические рассказы, на первый взгляд, объединяет только локация, однако при желании можно отыскать повторяющиеся мотивы и темы, благодаря которым их можно разделить на несколько групп.
В историях Юлии Бабчинской «Две царицы» и Марии Понизовской «Сезон урожая» встречается образ доппельгангера, существа, проявляющегося как тёмная сторона личности. В рассказе «Две царицы» повествование ведётся от лица Арианы Свиридовой и Ираиды Шторм. Девушки знакомятся в кафе: час пик, мест не хватает, и Ираида, прибывшая в Москву на симпозиум, подсаживается к Ариане. Далее повествование обрывается, и читатель возвращается к героям в момент жаркого спора о существовании доппельгангеров. Ариана, которая никогда не сталкивалась с подобными существами, утверждает, что это бред сумасшедших. Ираида доказывает обратное, объясняя, что у отслоившихся личностей есть одна особенность — красная родинка, похожая на пятиконечную звезду. В этот момент Ариана Свиридова вспоминает, что с детства под её правой лопаткой была именно такая родинка…
В рассказе Марии Понизовской «Сезон урожая» доппельгангер — не существо, а город под названием Крипта, подземный двойник Москвы. Крипта представляет собой огромный многоуровневый город. Он служит фундаментом для всех зданий на поверхности. Именно этот подземный город и его жители удерживают купол, на котором стоит Москва, «являясь ее мицелием». В сущности Крипта и Москва неотделимы, хоть и душат друг друга. С Криптой читатель знакомится благодаря Филиппу, жителю подземного города, который по работе вынужден выбираться на поверхность. Долгое нахождение в Москве вызывает у него сильный дискомфорт: технологии города отравляют его, а он отравляет их в ответ, заставляя сбоить и ломаться.
В рассказах Анастасии Андриановой «Нечисть с доставкой на дом» и Евгении Сафоновой «Обратная сторона» повествование выстраивается вокруг сверхъестественных организаций, регулирующих нечисть. В первой истории главный герой Валерий работает ловцом нечисти в месте под названием «Дом с крокодилами». Для обычных людей это — доставка еды, которых в Москве огромное количество, но на самом деле «Дом с крокодилами» — многоуровневая структура по контролю за нечистью, например, лешими и водяными. История походит на экскурсию благодаря необычной организации: подробные описание не надоедают, наоборот, читатель будто становится частью секретного агентства.
В рассказе «Обратная сторона» структура, защищающая людей от магических существ, называется «боевая спецгруппа Московского Подразделения Управления по Потусторонним Делам». Организация состоит из отдельных отрядов, в которые входят Проводник и защищающие его Бойцы. Проводник — это экстрасенс, который чувствует присутствие духов, а также делает их зримыми и уязвимыми для соратников, а Бойцы, в свою очередь, их уничтожают. Василиса — главная героиня рассказа — работает Бойцом. С подросткового возраста она увлекалась Японией и аниме, из-за чего записалась в школу боевых искусств. На занятиях Василиса знакомится с вербовщиком из «Управления по Потусторонним Делам» — так начинается её двойная жизнь. Произведение увлекает детальным описанием боевых сцен и не оставит равнодушными фанатов японской культуры.
Конфликт поколений — основная тема третьей группы рассказов. Действия «Радуницы» Нади Хедвиг, происходят в одноимённый православный праздник — день поминания усопших. По дороге на кладбище главная героиня Оксана думает о своей дочери Вике, которая с детства была «неконтактной» и тихой. Оксана старалась оберегать единственного и долгожданного ребёнка от любых опасностей, поэтому когда Вика стала проводить много времени на кладбищах и увлекаться мистикой, женщина забеспокоилась о её состоянии. Матери предстоит пересмотреть свои отношения с дочерью и выяснить мотивы такого странного и пугающего поведения. Тривиальный конфликт поколений преображается в конце, когда читатель узнает причину, по которой герои оказались на кладбище.
Похожая тема поднимается в рассказе Саши Степановой «Город говорит», однако в этом случае роли родителя и ребенка меняются местами: дочь не понимает своего отца, а точнее — его работу в газете «Хроники аномального». Девушке кажутся ненормальными его помешательство на кактусах и утверждения о том, что с ним говорит город. Однако со временем главная героиня сама сталкивается со странными вывесками, которые будто собираются в слова и говорят с ней; с друзьями отца, которые объясняют причины помешательства; а также с одним жестоким человеком, который хочет завладеть транслятором для разговоров с городом. Город знает всё о своих жителях, но делится информацией только с тем, у кого есть транслятор. Из минусов у этого рассказа можно выделить сумбурность и смазанность повествования. Большую часть рассказа за героиней кто-то гонится. В этом постоянном движении читателю пытаются раскрыть основную задумку о «говорящем» городе, однако в круговороте лиц и улиц очень сложно воспринимать сюжет.
В рассказе Ксении Хан «Пойди туда — не знаю куда» недопонимание возникает уже между внуком и дедом. Когда Денису было шесть лет, они с матерью переехали с проспекта Мира, где жил его дед, леший, на окраину Москвы. Из-за чего это произошло, Денис толком не понял: «Мать рассвирепела на деда, в какое-то сонное воскресенье собрала вещи и увезла мальчика…». Дед договорился с внуком, что раз в месяц они будут писать друг другу письма и рассказывать, о своей жизни. Первые три года после переезда Денис старался отправлять письма вовремя, но потом он перешёл в среднюю школу, а там — закрутилось. Связь с дедушкой-лешим начала его тяготить: с детства мальчик любил рассказывать истории из своей жизни, например, о том, что он знаком с Серым Волком. Эти истории стали причиной издевательств со стороны одноклассников: другие дети считали его странным. Денис прекратил слать письма, но дедушка не отчаивался и продолжал переписку. Так прошло несколько лет… В один день письма перестали приходить, и тогда мама уже студента Дениса, почувствовав что-то неладное, велела сыну отыскать деда. В процессе чтения на страницах можно найти: кота Баюна, который нянчил Дениса в детстве, Чудо-Юдо, Жар-птицу и Серого Волка. Эти знакомые многим герои создают ощущение чего-то родного, будто снова попал в детство и перед сном читаешь сказку.
В истории Ульяны Черкасовой «Пустой курган» недопонимание возникает между ведьмой и её внучкой. Главная героиня отказывается продолжать семейное дело, из-за чего ссорится со своей бабушкой. Однако следовать собственным желаниям оказывается не так просто: после смерти ведьма пытается насильно навязать внучке свою судьбу. Чтобы отказатся от непрошенного наследства, девушке необходимо пройти три испытания и отстоять право на собственный выбор.
В рассказе Френсис Кель «Мальчишка с чёртовой башни» поднимается тема неупокоенных душ, поэтому его нельзя вписать ни в одну из представленных групп. По сюжету один из главных героев Адриан увидел призрака в заброшенной башне. Этот мальчик — неупокоенная душа. Компания ребят, состоящая из Адриана, его брата-близнеца Адама и друзей брата, Макса и Сони Соловьевых, сочувствует мальчику-призраку, который долгое время провел в одиночестве и решают выяснить, почему он не может выбраться из башни.
Сборник цепляет мистической атмосферой улиц, как реальной Москвы, так и вымышленной Крипты, по которым проходил герой Марии Понизовской, новым взглядом на известных с детства сказочных персонажей, таких как леший или кот Баюн, и, наоборот, описанием малознакомой японской культуры. Рассказы читаются легко, в некоторых из них есть сноски с пояснениями от автора, поэтому не придётся ломать голову над фантастической терминологией.
Каждая история сопровождается иллюстрацией, на которой изображаются главный герой и/или место действия. Рисунки помогают подробнее и реалистичнее представить локации, где происходят события, а вот персонажи изображены только в качестве теней без прорисованных черт лица, так что их внешность приходиться додумывать. Но, несмотря на хорошие иллюстрации, у сборника есть один серьезный минус — некачественное издание с довольно дешёвыми страницами, из-за чего при перечитывании смазывается текст. Однако есть электронное издание, которое поможет справиться с этим недостатком.
Представленные рассказы вряд ли смогут удивить фанатов русского фэнтези, но хорошо подойдут тем, кто устал от больших саг, хочет расслабиться вечером и немного попутешествовать по другим реальностям перед сном.