Публикации
2024-12-23 11:00 Главное Впечатления

Просто о сложном: о повести Айхингер Розмари «Едят ли покойники торты с клубникой?»

«Едят ли покойники торты с клубникой?» — повесть Айхингер Розмари, в 2014 году удостоенная австрийской премии в области детской и юношеской литературы. Спустя десять лет книга вышла на русском языке в издательстве «Самокат». Почему большая часть действий происходит на кладбище и зачем читать подростковую книгу родителям — рассказывает Екатерина Дерингер.
Отец Эммы — могильщик, поэтому всё её детство буквально прошло на кладбище. Маму Эмма помнит смутно, она умерла, когда та была совсем маленькой. Девочка проводит на кладбище каждый день — она любит это место, считает его своим домом. Эмма записывает истории умерших, читает, рисует и знает всех посетителей кладбища. В школе девочку считают странной, а в ответ на это она специально надевает самую яркую одежду!

Однажды на кладбище Эмма замечает мальчика из своей школы — Петера. Его брат-близнец погиб в результате несчастного случая: «Упал с крыши гаража! Глупее не придумаешь!» Мальчик каждый день навещает могилу брата, прогуливая уроки, а иногда даже засыпает на заброшенной фабрике неподалёку от кладбища. Петер не может пережить утрату близкого человека, родители с ним не разговаривают, больше помочь некому. Он остался один на один со своим горем.
Когда умирает тот, кого любишь, кажется, будто вокруг бездонная дыра, которую можно потрогать и ощупать со всех сторон, неумолимая и жёсткая. Странно: дыра – это ведь ничто, она не может быть жёсткой или мягкой.

«Мышиный помет!» – сказал бы Мартин.

Но Мартин умер. Он ничего больше не скажет. Сравнение с дырой дурацкое, но лучше Петер своё состояние описать не может. Да и какая разница: всё равно никто не спрашивает, каково ему.
Спустя неделю ежедневных появлений мальчика на кладбище Эмма наконец решается подойти к нему и заговорить. Петер, кажется, был не в себе. Ещё бы, ведь сегодня у него и его погибшего брата-близнеца день рождения. Эмма тащит Петера в свою любимую кондитерскую и покупает торт, который они вместе едят на кладбище — так начинается их дружба.

На первый взгляд ребята совершенно разные: Эмма — саркастичная и смелая, а Петер — пугливый и осторожный. И всё же из них получается отличная команда. Петер может неожиданно выдать какую-то безбашенную идею, а Эмма тут же с ней согласится. И вот она мчится воплощать её в реальность, попутно подбадривая уже пожалевшего о своём предложении друга.
К Петеру наконец вернулся дар речи. — Хочешь, чтобы меня кондрашка хватил? На кладбищах по ночам и так жутко – и без твоей буйной фантазии!

Эмма принимается хихикать. Сначала тихонько, потом уже не сдерживаясь.

— И тебе ещё смешно?! -– Петер нависает над Эммой. Как-никак, он на голову выше её.

— Да. — Хихиканье Эммы перешло в хохот. — Зомби! — передразнивает его она. — Ты бы видел себя со стороны!
Эта дружба меняет обоих: Петер оправляется после смерти брата и возвращается в школу, а Эмма понемногу начинает общаться с другими ребятами. Дети учатся друг у друга, вместе растут и раскрываются с новых сторон, но, конечно, не перестают чудить. Читая книгу, постоянно гадаешь, что же ещё придумают Петер с Эммой, ведь переночевать на кладбище — далеко не предел для них!

О смерти в повести говорят без тяжести — спокойно, понятно и с юмором. Кладбище не показывают как место из фильмов ужасов. Мы смотрим на мир глазами Эммы, поэтому зловещее место предстает в образе «сада», в котором Эмма провела всю свою жизнь. Кроме того, речь Эммы пестрит сарказмом, отчего даже в грустные моменты неожиданно пробирает на смех:
Петер снова замыкается в себе, однако все эмоции написаны у него на лице. Он мрачнеет, потом его лицо немного проясняется, но его не покидает грусть.

– Сочувствую! – говорит Эмма.

– Чему?

Гибели «Титаника»! Туго соображает парень.
Вместе с Петером читатель будто учится принимать утрату, открыто говорить о своих чувствах и просить близких о помощи. «Мёртвых ведь необязательно сразу исключать из жизни», — считает Эмма; человеку нужно время и, конечно, поддержка, чтобы научиться жить по-новому.

Книга адресована детям и подросткам, но родителям она тоже может быть полезна. В этой повести звучит много важных мыслей, над которыми интересно рассуждать. Возможно, эта жизнеутверждающая история поможет обсудить с семьёй такую сложную, но важную тему — смерть близкого человека, о чём порой тяжело говорить даже взрослым.