Жизнь в провинциальных городках — это неторопливое течение времени. Взрослые озабочены работой и семьёй, а дети старательно учатся. Рутина раскрашивается культурными событиями, которые «переносят людей в другую реальность». Одним из таких мероприятий стал спектакль Екатеринбургского гастрольного драматического театра в небольшом уральском Красноуфимске.
Уже на пороге Центра Культуры и Досуга ощущается предторжественная суета: люди толпятся в огромных очередях у гардероба, судорожно проверяют ряд и место, указанные в билете. Кто-то неожиданно сталкивается со старыми знакомыми и, уже не торопясь, беседует о насущных делах. В ожидании третьего театрального звонка время кажется неизмеримым — трепет от предстоящего спектакля будто нарочно замедляет его.
Антон Павлович Чехов — гений для всех возрастов: пространство наполняется малышами, подростками, людьми средних лет и пенсионерами. Концертный зал окутан семейной, тёплой атмосферой: сидящая рядом со мной бабушка знакомит внучку с творческой жизнью писателя, родители обсуждают с детьми предстоящие каникулы, тут и там раздаётся искренний ребяческий смех. Может быть, для меня ощущение домашнего уюта создаёт и моя мама: она тоже захотела посмотреть, как её любимые герои «оживают» на сцене.
Как заявляет афиша, сегодня зрителям предстоит увидеть несколько одноактных пьес по произведениям А.П. Чехова. «Обыкновенные люди в их обыкновенной жизни: простой и сложной, грустной и смешной, с их пороками, но и с их добротой, с их тягой к возвышенному и прекрасному» — такие персонажи обещают быть центром всеобщего внимания.
Наступает тишина, и уже через мгновение открывается занавес: пожалуй, это самый чарующий момент, без которого не обходится ни один спектакль. Итак, сцена встречает гостей!
Перед зрителями вырастают фигуры, одетые по моде прошлых веков: платья с пышными юбками и буфами, высокие причёски, строгие мужские костюмы украшают актёров. Арочные окна, стены, оплетённые лозой, стол с яствами и вычурным подсвечником — театральные декорации ярко отражают атмосферу той эпохи.
Каждое действие начинается со знакомой мелодии народного романса. В одной из пьес актёры исполняют его припев:
Уже на пороге Центра Культуры и Досуга ощущается предторжественная суета: люди толпятся в огромных очередях у гардероба, судорожно проверяют ряд и место, указанные в билете. Кто-то неожиданно сталкивается со старыми знакомыми и, уже не торопясь, беседует о насущных делах. В ожидании третьего театрального звонка время кажется неизмеримым — трепет от предстоящего спектакля будто нарочно замедляет его.
Антон Павлович Чехов — гений для всех возрастов: пространство наполняется малышами, подростками, людьми средних лет и пенсионерами. Концертный зал окутан семейной, тёплой атмосферой: сидящая рядом со мной бабушка знакомит внучку с творческой жизнью писателя, родители обсуждают с детьми предстоящие каникулы, тут и там раздаётся искренний ребяческий смех. Может быть, для меня ощущение домашнего уюта создаёт и моя мама: она тоже захотела посмотреть, как её любимые герои «оживают» на сцене.
Как заявляет афиша, сегодня зрителям предстоит увидеть несколько одноактных пьес по произведениям А.П. Чехова. «Обыкновенные люди в их обыкновенной жизни: простой и сложной, грустной и смешной, с их пороками, но и с их добротой, с их тягой к возвышенному и прекрасному» — такие персонажи обещают быть центром всеобщего внимания.
Наступает тишина, и уже через мгновение открывается занавес: пожалуй, это самый чарующий момент, без которого не обходится ни один спектакль. Итак, сцена встречает гостей!
Перед зрителями вырастают фигуры, одетые по моде прошлых веков: платья с пышными юбками и буфами, высокие причёски, строгие мужские костюмы украшают актёров. Арочные окна, стены, оплетённые лозой, стол с яствами и вычурным подсвечником — театральные декорации ярко отражают атмосферу той эпохи.
Каждое действие начинается со знакомой мелодии народного романса. В одной из пьес актёры исполняют его припев:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
Зрители наблюдают за развитием сюжета. Барин пригласил гувернантку Юлию Васильевну, чтобы выдать жалованье, однако из-за внезапно возникших штрафов женщина получила сумму в несколько раз меньше, чем полагалось — зритель сразу узнаёт рассказ «Размазня». Героиня на сцене растерянно моргает и благодарит дворянина, в то время как господин безостановочно негодует: «Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас!»
«Разве можно быть такой размазнёй?» — восклицает барин и отдаёт бедной гувернантке восемьдесят рублей. Смотришь на этот эпизод и думаешь, есть ли в нас хоть что-то от бесхарактерной Юлии Васильевны?
«Разве можно быть такой размазнёй?» — восклицает барин и отдаёт бедной гувернантке восемьдесят рублей. Смотришь на этот эпизод и думаешь, есть ли в нас хоть что-то от бесхарактерной Юлии Васильевны?
Зрители переносятся в декорации «Загадочной натуры», следующего рассказа. Перед нами — очаровательная дама и не менее привлекательный молодой чиновник Вольдемар, которые сидят в купе первого класса. Девушка с отчаянием рассказывает о своей «нелёгкой» судьбе: ей пришлось столкнуться с проблемами в «бедной» семье, «уродливым институтским воспитанием», «чтением глупых романов», постоянным вниманием состоятельных стариков-генералов. Задумываешься: если бы все были так же «несчастны», как главная героиня! Всё пропитано иронией: и пустые жалобы дамы, и её фальшивое пение, которое должно было вдохновить Вольдемара, и страдания от встающих на её пути богатых стариков.
Самой яркой из всех одноактных пьес стала знаменитая история про толстого и тонкого. Ситуация происходит в наше время, отчего становится ещё смешнее. На сцене воплощается рассказ писателя: тонкий восхваляет своё «положение» и презирает толстого; его жена и сын только и делают, что потешаются над мужчиной. Кульминационный момент — толстый вызывает у семьи неподдельное удивление и получает лестные комплименты.
Два часа стали мгновением. Спектакль завершается, зал взрывается аплодисментами. Актёры выходят на поклон и произносят слова благодарности. У сцены собирается всё больше людей, желающих подарить принесённые букеты и поделиться эмоциями от захватывающей игры. Театральное волшебство заканчивается, зрители возвращаются в реальность. Фойе стремительно пустеет, а люди, обсуждая спектакль с нескрываемым энтузиазмом, спешат домой.