«Чумные цветы» — книга шведского писателя Матса Страндберга, выпущенная издательством «Белая Ворона». Пятнадцатилетняя Магдалена верит в Бога и своего отца. Она также верит, что жизнь справедлива к тем, кто поступает, как должно, даже когда чума расправляет свои крылья над всей Швецией. Знакомимся с историей о том, как на фоне болезни и человеческих пороков раскрываются тайны, философские идеи и трепетная любовь.
Вырастать не всегда приятно, особенно если это случается несвоевременно. Магдалене приходится взрослеть под крики матери, умирающей от чумы, среди окровавленных простыней и трупов, заполонивших улицы.
Под конец эти крики стали проникать в мое тело. Становиться частью меня. Мне казалось, я сойду с ума, и я молила Бога о том, чтобы больше их не слышать. Настала ночь, и молитвы мои исполнились. И я узнала, что есть нечто пострашнее матушкиных криков. Наступившая следом за ними тишина.
Магдалена испытывает иррациональное чувство вины за то, что не смогла помочь матери. Ей больно и страшно, но девушка должна думать не столько о себе, сколько о младшей сестре, пятилетней Эббе, ответственность за которую ложится на Магдалену. Скорбящий отец, чьи богатства и забота о семье оказываются бессильны перед болезнью, отправляет своих детей в замок Свартдамм к тёте Катарине, сестре их покойной матери. Но жестокая баронесса Катарина оказывается совсем не похожей на свою сестру-близнеца.
Катарина презирает сестру за совершенные грехи, настолько, что даже после смерти той мстит её дочерям. Так, девочек по приезде в Свартдамм запирают в комнате с пугающей картиной, изображающей Иисуса, запрещают им шуметь и привлекать внимание, задавать вопросы и высказывать любые недовольства. Выпускают сестер только для уборки и другой изнурительной работы в замке. За любое непослушание и несоблюдение правил непременно следует наказание — от словесного до вполне материального, например, порки хлыстом.
Важное место в произведении занимают темы смерти, религии, греха. Некоторые связанные с ними сцены могут показаться излишне мрачными. Так, верующая Катарина презирает племянниц и их родителей за недостаток набожности настолько, что позволяет себе ударить Магдалену и обещает сестрам лишение еды, потому что те не выучились возносить застольную молитву. А пастор Валлиус, раскрывая одну из семейных тайн, и вовсе клеймит девочку «дьявольским отродьем», обрекая её на новые страдания.
Катарина презирает сестру за совершенные грехи, настолько, что даже после смерти той мстит её дочерям. Так, девочек по приезде в Свартдамм запирают в комнате с пугающей картиной, изображающей Иисуса, запрещают им шуметь и привлекать внимание, задавать вопросы и высказывать любые недовольства. Выпускают сестер только для уборки и другой изнурительной работы в замке. За любое непослушание и несоблюдение правил непременно следует наказание — от словесного до вполне материального, например, порки хлыстом.
Важное место в произведении занимают темы смерти, религии, греха. Некоторые связанные с ними сцены могут показаться излишне мрачными. Так, верующая Катарина презирает племянниц и их родителей за недостаток набожности настолько, что позволяет себе ударить Магдалену и обещает сестрам лишение еды, потому что те не выучились возносить застольную молитву. А пастор Валлиус, раскрывая одну из семейных тайн, и вовсе клеймит девочку «дьявольским отродьем», обрекая её на новые страдания.
Твоя мать совершила прелюбодеяние с кем -то из здешних жителей, — продолжал Валлиус. — Ты рождена во грехе. Без вмешательства Дьявола тебя бы не суще ствовало.
Дружные Магдалена и Эбба проживают все проблемы вместе, пока последнюю не настраивают против сестры и семьи. Прикрываясь тем, что младшую «ещё можно спасти», баронесса намерена наказать Магдалену за её «греховность», ведь такая изощрённая расправа намного мучительнее, чем любая пощёчина. Теперь Магдалене приходится выносить нападки не только от беспощадной тётки, но и от любимой Эбби. Огромная ответственность быть старшей — не только переживать о себе, но и всеми силами защищать и оберегать сестру, даже когда та называет тебя «мерзостью».
Единственным утешением Магдалены после переезда становится пасынок баронессы Аксель. Шестнадцатилетнего юношу, якобы тяжело больного, не выпускают за пределы спальни: никто из обитателей замка, кроме пастора и Катарины, не видел его больше года. Никто, кроме Магдалены, которая во время запрещённой ночной прогулки столкнулась с человеком, чьё существование выдавали лишь шаги по комнате наверху. Вылазки из замка до рассвета из одиночных превратились в парные, а молодые люди находят друг в друге родственные души, прибежище и столь необходимую опору.
Отдельно стоит сказать про визуальное оформление книги. Черно-белые иллюстрации, похожие на линогравюры — технику силуэтного вырезания, дополняют загадочно-мистическую атмосферу рассказа. Их создательница Виктория Попова, интервью с которой ранее публиковалось на сайте, — финалистка выставки иллюстраторов Болонской книжной ярмарки 2025.
Единственным утешением Магдалены после переезда становится пасынок баронессы Аксель. Шестнадцатилетнего юношу, якобы тяжело больного, не выпускают за пределы спальни: никто из обитателей замка, кроме пастора и Катарины, не видел его больше года. Никто, кроме Магдалены, которая во время запрещённой ночной прогулки столкнулась с человеком, чьё существование выдавали лишь шаги по комнате наверху. Вылазки из замка до рассвета из одиночных превратились в парные, а молодые люди находят друг в друге родственные души, прибежище и столь необходимую опору.
Отдельно стоит сказать про визуальное оформление книги. Черно-белые иллюстрации, похожие на линогравюры — технику силуэтного вырезания, дополняют загадочно-мистическую атмосферу рассказа. Их создательница Виктория Попова, интервью с которой ранее публиковалось на сайте, — финалистка выставки иллюстраторов Болонской книжной ярмарки 2025.

Источник: телеграм-канал "Albus corvus/Белая ворона"
«Чумные цветы» — не только про бубоны и боль. На протяжении всей книги главная героиня сталкивается с разными тайнами, большинство из которых постепенно будут раскрыты. А последние главы удивят сюжетными поворотами, даже если к середине книги будет казаться, что всё разгадано наперед. Легкий слог и таинственная атмосфера приятно сочетаются с незамысловатой, но интригующей историей, и вместе с тем с неоднозначными философскими рассуждениями. Здесь нашлось место и первой влюблённости, и восторжествовавшей справедливости, и волшебству ночных прогулок. И даже призракам, будто ожившим под влиянием любви и дарующим надежду на светлое будущее, несмотря на болезненное настоящее.