Публикации
Диалоги

«Когда ты пишешь художественные тексты, ты занимаешься ежедневной и ежесекундной рефлексией». Разговор с Валей Филиппенко, часть 1

Валя Филиппенко — детский писатель, автор книги «Папа ищет работу», которая в прошлом году получила немало положительных отзывов и привлекла внимание экспертов. Совсем скоро в издательстве «Самокат» выходит продолжение, а недавно у Вали были опубликованы сказка «Пафка и Фкаф» в сервисе «Строки», книги «Васька сказал» и «Лифт и скрипка» в издательстве «Бадабум». О творческом дебюте, писательских резиденциях, предназначении литературы и многом другом с Валей поговорила наш обозреватель Мария Кошелева. Разговор получился большим и содержательным, поэтому мы публикуем его в двух частях. И это первая.
Валя, добрый день! Первый вопрос — самый классический и даже немного банальный: с какого возраста ты начала писать и с какого момента стала осознанно совершенствоваться в литературном творчестве?

Сочинять я начала с самого раннего детства. У родителей есть видеозаписи, где мне годика три и я на камеру рассказываю истории про разных существ. Потом, примерно в четыре года, я придумала первое стихотворение. А осознанно работать над текстами я стала в школе, когда писала сочинения.

А как ты пишешь? Есть ли у тебя какие-то лайфхаки в организации пространства или настроения, помогающие тебе сконцентрироваться на творчестве? Ты можешь сосредоточиться только в тишине или без проблем пишешь в шумном метро?

Хороший вопрос. Наверное, отвечу так: для меня очень важно писать в правильном настроении и быть в этот момент искренней. Мне не нужно как-то организовывать пространство: я могу писать в телефоне, могу на компьютере, могу в кровати и за столом, на работе и на природе. Везде.

То есть основополагающее — это настрой, да?

Настрой и ощущение, что мне есть, что сказать. Сейчас я могу сесть и по структуре, заданной заранее, расписывать текст. Но даже год назад у меня так не получалось, мне нужно было вдохновение.
В твоей книге «Папа ищет работу» указано, что она создавалась в Доме творчества в Переделкино. Объясни, пожалуйста, как именно проходила работа над ней и что особенного в пребывании в литературных резиденциях?

Так как это была моя первая резиденция, я не могу сказать, что в них особенного. Идея книги про папу возникла почти за год до Переделкино, и когда я приехала туда, у меня уже была договорённость с издательством «Самокат», по которой я должна была расширить текст с одного до трёх авторских листов. В резиденциях, по моим предположениям, художники расслабляются и полностью отдаются творчеству. Но я, к сожалению, во время пребывания там, делала ещё и не совсем писательскую работу — пиар, поэтому по факту просто провела начало лета за городом и общалась с людьми, которые тоже занимаются искусством. Однако общения с творческими людьми у меня было много и на основной работе, так что я не очень сильно сменила обстановку.

Но! Пребывание в литературной резиденции дало мне право и уверенность называть себя писателем. А ещё там я была единственным автором, который занимается детской литературой.

Выпуск собственной книги — это, на мой взгляд, колоссальный труд, требующий большого количества времени и сил. Как проходил процесс создания текста от идеи до его печатного воплощения?

Я пишу очень быстро, поэтому не могу сказать, что непосредственно создание текста занимало очень много времени. Но есть нюанс. Когда ты пишешь художественные тексты, ты занимаешься ежедневной и ежесекундной рефлексией. Сначала я закончила первую версию «Папы», затем расширила её и отредактировала. Дальнейшая работа заключалась в согласовании названия книжки и иллюстраций к ней. Однако это уже командный труд вместе с редакторами и дизайнерами из издательства, а не индивидуальный.

«Папа ищет работу» посвящена твоему отцу. Читал ли он её? Если читал, как отреагировал?

У меня папа очень много читает, и я сама стала много читать, а потом и писать, благодаря ему. Первую версию книжки, ту, которая представляла собой двадцать страничек текста, сначала читала мама. И вообще, мои тексты в основном первая читает мама. Давно пора посвятить маме роман (смеется).

Первую версию «Папы» — так мы сокращённо называем книгу с редакторами и моими друзьями и близкими — папа прочитал быстро, как и вторую, готовую к изданию. Трудности возникли, когда ему нужно было взять в руки уже изданную книжку. Он как будто не верил, что это правда: дочь действительно села и написала книгу.

Твоя книга ориентирована на младший и средний школьный возраст. Как тебе кажется, что она дала бы тебе, если бы ты её прочитала, допустим, лет в десять?

Возрастное ограничение книги определило издательство, сама я не позиционировала её так. Но, если бы я прочитала «Папу» лет в десять, я, наверное, ещё упорнее бы пыталась достичь своих первых целей в жизни. Я перечитываю «Папу» иногда. Сейчас я заканчиваю редактуру продолжения истории — второй книжки, и для меня очень важен процесс отчуждения, когда я напишу текст, отложу его в сторону и забуду. Он уже не мой становится. Вернее, он мой, но он не живёт больше в моей голове. И я каждый раз какие-то вещи перечитываю и думаю: «Ого! Это я написала!?». Поэтому даже сейчас, перечитывая, я нахожу для себя много полезного — например, умение с чувством юмора и с лёгкостью относиться к большим проблемам.

Да, я думаю, это главный посыл всей книги: несмотря на все неудачи, папа ищет и ищет себя...

Знаешь, мне кажется, он сам не относится к этому как к неудачам, это его фишка.

Валя, ты планируешь в ближайшем будущем книгу для подростков или взрослых? Или сейчас хочешь писать больше для детей?

У меня почти написан один важный текст, который называется «Маша что-то потеряла». Я его не закончила — то ли с собой не договорюсь, то ли жду чуда... В общем, это чистый янг-эдалт про взаимоотношения и проблемы подростков, там мной затронуты более серьёзные темы и струны, чем в «Папе».

Мы будем очень ждать!

Спасибо. «Маша что-то потеряла» — самая большая по объёму из моих текстов, в два раза больше, чем «Папа...». И я сама боюсь ответить себе на какой-то один вопрос в ней. Пока я не ответила, она не может быть закончена. Но она должна выйти, потому что этот текст действительно важный.
#творческийпроцесс #интервью #современнаярусскаяпроза #литературадлядетей