«Нужно идти вперёд и ошибаться». Арина Гогель о своём творческом пути, поколении и искусстве «для подростков»
Арина Гогель — молодая художница с Алтая. Она пишет картины, шьёт, проектирует одежду — и всё это в девятнадцать лет. Недавно Арина выставила свои работы в инклюзивном пространстве «Нормальное место», а также провела несколько лекций на «Норм-фесте», фестивале от подростков и для подростков. Об искусстве, поколении и выставке она рассказывает в нашем новом материале.
Когда я зашла в кафе, где проходило интервью, я сразу увидела Арину. Она «поймала» мой взгляд и не отпускала его всё время нашего общения. Арина вышивала картину Ван Гога «Звёздная ночь» на корсете. В этом моменте в мире существовали только Арина и её бесконечное полотно: она делала каждый стежок, каждый поворот иглы с таким вниманием и любовью, что я сразу поняла – Арина художница в широком смысле этого слова.
Арина, расскажи немного о себе – кто ты и что тебе нравится?
Мне немного сложно сказать, кто я. Я не могу отнести себя ни к дизайнерам, ни к художникам. Но я живу искусством, всё, что окружает меня, и всё, что я приношу в этот мир – искусство. Я стараюсь транслировать это в своей жизни, в своих работах. Если говорить о личности, то я родилась в Барнауле, всю жизнь рисовала, лепила, ставила театральные постановки. В шестнадцать лет поняла, что для меня открыт только творческий путь – втайне от родителей я подала документы в Петербург, поступила в Академию реставрации и дизайна, а потом в РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств – прим.ред.) и улетела учиться. Так начался мой взлёт.
А как родители к этому отнеслись?
Они приняли мой выбор! И я очень рада, что они слышат меня.
Алтай – невероятно красивое место, наполненное легендами и загадками. У этого края особая, невероятно манящая энергия. Что для тебя Алтай?
Алтай нельзя описать словами. Я не была там два года и очень скучаю. Когда так много лет растёшь в этой красоте, отделиться от неё ментально уже невозможно. Мне остаётся только писать Алтай, вспоминать его. Алтай – это про энергию, про силу, про связь. Это мой дом.
Какое самое тёплое детское воспоминание связано у тебя с Алтаем?
Я помню, как мы с папой раньше брали палатки и на всё лето уезжали далеко-далеко, на озеро около границы с Монголией. Мы жили там целое лето: ходили по грибы, смотрели на водопады. Просто наслаждались миром вокруг, соединялись с природой. И наверное именно в этот момент изменилось моё мировоззрение. Я часто чувствую себя «не от мира сего», но меня это совсем не пугает…
Сталкивалась ли ты с непониманием из-за своего возраста? Меняется ли отношение людей вокруг, когда они узнают, что ты ещё совсем юная художница?
В Барнауле я часто сталкивалась с непониманием. Я была в городской творческой «тусовке» с пятнадцати лет. Что я только не делала в те времена: и самовары расписывала, и другие заказы выполняла. Но мне всегда было очень тяжело доказать, что я реально могу работать наравне со взрослыми и быть ответственной. Сейчас мне девятнадцать, и люди гораздо уважительнее стали воспринимать меня, стоило лишь цифре перевалить за восемнадцать.
Что тебя вдохновляет?
Для каждой работы вдохновением становится какой-то переломный момент жизни. Мой способ передать событие – выплеснуть все эмоции в холст. Сейчас я открываю и совмещаю разные техники в своих работах, мои картины можно трогать, я хочу, чтобы люди ощущали их осязанием.
Расскажи о работе «Мир. Дружба. Жвачка»
Я начала рисовать эту картину полтора года назад. Вся картина сделана полностью моими руками: я сама колотила холст (он немного кривой), холщевину делала из старой простыни… Идея пришла спонтанно, мне приснился сон: я открываю глаза, моя рука тянется к прикроватной тумбочке и нажимает на кнопку, зелёную кнопку. В этот момент я проснулась. Почему у нас мире есть какая-то абстрактная красная кнопка, которая может всё отменить, начиная от человеческих отношений и заканчивая мирозданием? И почему нет кнопки, которая может всех объединить? И я подумала, что хватит уже красных кнопок, нужно нажать зелёную. В этой картине много эмоций. Вышивка, каждый стежок – это человек, шажок, который каждый присутствующий в мире делает, чтобы что-то изменить.
В последние два уик-энда августа в «Нормальном месте» проходил «Норм-фест» – фестиваль, который создавали подростки для подростков. Я видела твои работы на выставке. Расскажи, как ты попала в «Нормальное место», что оно значит для тебя?
«Нормальное место» стало для меня большим открытием. Моя близкая подруга Маша пригласила меня поучаствовать в «Норм-фесте» – я провела несколько лекций об РПП, помогала с монтажом выставки, а также предложила свои работы. Я не выставочный художник и не рисую «на заказ», но я рада, что удалось показать именно эти полотна, они были созданы в разное время, но отлично отражали меня и мои чувства в тот или иной момент.
Как к твоим работам отнеслись зрители?
У меня на каждой выставке есть традиция – я вешаю пустой крафтовый лист около работ, а люди оставляют свой отклик. Я люблю, когда зрители не боятся чистого листа: пишут, рисуют всё, что хотят. В этот раз мне написали очень много приятных слов, которые мотивируют меня продолжать.
Как ты относишься к своему поколению, чувствуешь ли ты связь с ним?
Я не могу отнести себя к какому-то поколению. Даже какую-то характеристику нашему поколению дать не смогу, мы настолько разные. Я часто не могу найти в ровесниках своё отражение. Могу сказать одно – в нашем поколении много удивительных людей. И сознание сейчас очень быстро меняется у подростков, ведь вокруг нас столько информации. И пока нельзя сказать, плохо это или хорошо. Но на нас лежит большая ответственность переваривать всё это. И многие взрослые этого не понимают.
Немного формальный вопрос – расскажи о своих конкурсах и проектах? Знаю, что у тебя их очень много.
Да, я активная и много где участвую. Одна из моих работ «С любовью с Алтая» заняла призовое место на конкурсе в Пекине, а ещё в Латвии и Литве. Я люблю проекты, связанные с Алтаем, часто координирую ребят и рассказываю им полезные вещи, о которых знают только местные жители.
Что ты планируешь делать в будущем?
Я уже давно не могу ничего планировать наперёд, но сейчас я хочу творить и развиваться. Расти в своём творчестве, продолжать учиться в университете и осваивать новую профессию театрального костюмера.
Что бы ты хотела сказать нашим читателям?
Не бояться и не стесняться! Мы часто боимся, что выглядим глупыми, что люди нас не поймут. Но поймёшь ли ты себя, если не сделаешь «глупость»? Нужно идти вперёд и ошибаться, и падать в грязь, и идти грязным по улице…
Для меня Арина стала подростком, ломающим стереотипы. Я понимаю, как непросто иногда сделать так, чтобы тебя услышали, но как важно и ценно, что такие подростки, как Арина, продолжают искать, бороться и изучать.