Публикации
Главное Впечатления

Вы не видели моего ребёнка? О романе-напоминании Вики Войцек «Я, собачка»

«Я, собачка» — новый роман в серии «Недетские книжки» от издательства «Самокат». Тема, которую поднимает Вика Войцек, бьёт метко и больно. Кажется, что похищения детей мелькают где-то вдалеке: в родительских страшилках, в газетах или вечерних новостях — и нас не касаются. Но реальность всегда бродит рядом и её голос рано или поздно до нас доберется.
Как это происходит? Людное место, бегающий по толпе взгляд, вдруг появляются руки, затем доверительный голос — ребёнок хватается за большую ладонь и тихо уходит туда, где ни родители, ни полиция не сможет его найти. Спустя некоторое время на серых столбах появляются объявления о пропаже: на этом история в реальной жизни заканчивается, больше мы ничего не знаем. В художественном мире, наоборот, всё только начинается: восьмилетнюю Марину забирает с вокзала загадочная Бабочка.

Вообще-то Марина знает, что с незнакомцами нельзя разговаривать и, тем более, куда-то уходить, но на чужом вокзале очень холодно, дядя, с которым она приехала, исчез, а в этом городе у нее «знакомцев» нет. Девочка скучает по папе, вдруг уехавшему защищать их дом, и по маме, которая в последнее время часто плачет и сердится. Новая знакомая, ласковая и понимающая, знает, где Маринины родители: они скоро приедут за ней, нужно только немного подождать в тёплой квартире Бабочки. История о потерявшемся ребёнке превращается в триллер: зачем Марину забрала Бабочка? Что хотят от девочки? Почему она собачка? Сможет ли Марина снова увидеть родителей? Тревожно пролистывая страницу за страницей, хочется поскорее добраться до развязки, выбраться с Мариной из квартиры, в которой пахнет идеальной чистотой, болезнью и нелюбовью.

«Я, собачка» — это роман о взрослом мире глазами ребёнка. Книга делятся на пять дней «без имени», которые переплетаются со сказкой о Бумажном принце. Сказочные вставки, хоть и не выбиваются из общего стиля, могут показаться слегка топорными, так как скрытую в основной истории мораль они выпячивают наружу. Куда интереснее наблюдать за устройством Марининого мира: обыденная застывшая реальность оживает в её руках как игрушка:
С самого утра город обсыпало белыми крупинками. Солонки облаков щедро приправляли дома и машины, скрывая за снежным одеялом окружающую серость. А из-за приземистых зданьиц выкатывалось острое солнце — оно не грело, но охотно резало глаза. Марина морщилась, как от лимона. Марина пряталась за ладонями, которые яркий свет окрашивал в мутно-розовый. Марина сучила ногами, сбивая одеяло в пышный ком. Но ничего не помогало: чужой город настойчиво будил, требуя внимания, словно совсем маленький капризный ребенок. Он не понимал слова «нет».
Наполненный метафорами мир обволакивает читателя, воссоздавая тягучую, на грани реальности действительность, манящую, но в то же время пугающую. В Маринином мире теряются имена — ещё одна часть реальности уступает сказке — девочка даёт окружающим новые, более подходящие: Бабочка, Маленькая женщина, Принц, Шкаф. Только вот сказочный мир девочки очень хрупкий, в любой момент его могут разрушить взрослые и забрать уже её имя.

«Я, собачка» — это роман о похищенных детях, которые стали игрушками в руках взрослых. Однако чем больше погружаешься в роман, тем яснее понимаешь, что за злободневной социальной трагедией прячется старая история об одиночестве и нелюбви. Ведь и любящие родители могут превращать детей в своих кукол. Да и откуда берутся эти равнодушные жестокие взрослые, если не из напуганных обиженных детей. Нельзя отмотать время вспять, нельзя оправдать совершённые преступления, но можно поразмышлять о причинах, чтобы не совершать одни и те же ошибки:
Марина, я понимаю, как страшно остаться одной в чужом городе. Как страшно, когда тебя забывают. Меня забыли тоже. Очень давно. А потом вернулись. Конечно вернулись. Но было поздно.
Вика Войцек написала недетский роман о детях, который стоит прочесть взрослым и вспомнить, как это иногда страшно — быть ребёнком.