В руках Милы чемодан, старая жизнь позади. Мысли об облаках и их связи с людьми сопровождают её на протяжении всего пути к взрослой жизни. Что это? Чьи они? Когда их нужно отпустить? На все эти вопросы девочка найдёт ответы в будущем, когда над головой останется лишь голубое небо. О комиксе «Чьи над нами облака» рассказывают Лилия Матыцына и Альбина Логвина.
Альбина Логвина
Девочке девять, а её тень кажется необычайно длинной. Грядёт переезд, и усталость стала обыденным состоянием для девочки: Мила, как и множество других людей, вынуждена покинуть родину и бежать в неизвестность. Серые краски — повсюду. Даже когда на минуточку закрываешь глаза, мир рушится. Сложно найти утешение, когда понимаешь, что жизнь изменится навсегда.
Дом больше не будет казаться привычным местом, где царят тепло и уют. Но Мила решает сохранить остатки добра и сберечь их в мелочах. Девочка выбирает путь смирения, чтобы преодолеть страх перед неизвестностью. Это лишь на мгновение отсрочит ужас, который обрушится картечью не только на семью главной героини, но и на множество других. Ведь все они встали на этот путь не по своей воле.
Если наяву всё было серым, то сны Милы были чернее ночи. В них девочка видела непроглядно длинную очередь из людей с чемоданами и ворона, который иногда садился ей на плечо. Этот сон видела не только она, но и все те, кто выбрал дорогу в пустоту. Здесь уже не будет мирной жизни, но и оставаться в оккупации — не вариант. Время от времени дым от военного завода рассеивался, и появлялась надежда, что впереди всё не так серо и туманно. Но как только проглядывался кусочек голубого неба, свет вновь заполоняла тьма. В семью девочки пришла новая боль: Дядя Милы, в попытках что-то узнать и изменить, исчез за спинами врагов:
Он так и не нашёлся. Больше никто его не видел, даже во сне.
Иллюстратор — Жерар Дюбуа, графически передаёт все повороты сюжета: трагедии, надежду, тревогу. Когда Мила впервые задумалась об облаках, за которыми наблюдала целый день, небо было бесцветным. Всё, куда можно было взглянуть, было серым, тёмно-серым, чёрным. Самое страшное художник-иллюстратор изображает красным: пожар, клоунский нос дяди, взрывы — всё это, как едкие чернила, отпечаталось в памяти девочки, если не навсегда, то надолго.
Когда семья главной героини наяву становится в длинную очередь из тех, кто вынужден покинуть дом, художник использует следующий приём: люди в очереди растворяются, как дым. Они теперь другие и к прошлому не возвратятся никогда. Вернуть прежнюю жизнь не удастся, ведь меняется не только обстановка, но и человек. Эмиграция была и остаётся одним из самых сложных решений. Однако Мила в своих воспоминаниях не хочет упоминать всю «черноту», которая случилась с ней и её семьёй в дороге:
Когда семья главной героини наяву становится в длинную очередь из тех, кто вынужден покинуть дом, художник использует следующий приём: люди в очереди растворяются, как дым. Они теперь другие и к прошлому не возвратятся никогда. Вернуть прежнюю жизнь не удастся, ведь меняется не только обстановка, но и человек. Эмиграция была и остаётся одним из самых сложных решений. Однако Мила в своих воспоминаниях не хочет упоминать всю «черноту», которая случилась с ней и её семьёй в дороге:
Хватит и того, что кто-то однажды пережил всю эту боль.
В конце читатель видит взрослую Милу. И тень у неё нормальная — не слишком длинная, не слишком короткая. Но она не такая, как у других. Девушку до сих пор пугают очереди, хотя ей ничего не грозит. Этот триггер, как красная тряпка, будоражит воспоминания об эмиграции. Ещё неизменными остались мысли о небе и об облаках: «Чьи сегодня облака?» Есть белые, они привычны и даже обыденны. А чьи тёмные? Из какой они страны, чья в них боль? Наверное, это воспоминания, которые мы однажды должны отпустить, и тьма отступит. Прошлое не изменить, но и не следует за него держаться:
Этот день настанет. Надо только дождаться хорошего ветра.
Лилия Матыцына
С самого первого предложения читатель погружается в рассказ о жизни Милы, главной героини комикса. Переезд — тяжёлое испытание для каждого человека, особенно для ребёнка. Мила чувствует сильную усталость, но не хочет засыпать, потому что боится пропустить что-то важное. Девочку не оставляет мысль, что если она заснёт, то кто-то обязательно продолжит разрушать наш мир. Но кто? Объяснения этому читатель не видит. Однако сон всё же поглощает Милу.
Взрыв: дома разрушены, тряпки летают по улицам, вдали виднеются клубы дыма, дует сильный ветер, а Мила лежит на земле в компании кошек, своих самых верных друзей. Был ли взрыв настоящим? Или это — всего лишь сон девочки, подобно тому, который Мила видит каждую ночь, с бесконечной очередью? Вероятно, всё это — сон, страшный сон, отражающий действительность, которую Мила наблюдает ежедневно.
Важным героем становится Дядя девочки, который даёт цирковое представление на огромной трубе. Он танцует и гримасничает перед двумя толпами — теми, кто стоит в очереди, и теми, кто эту очередь охраняет. Происходит ещё один взрыв, но не серый, как предыдущий, а красный; из облака дыма вылетает шляпа, душа дяди. Дым становится метафорой разваливающегося, уничтожающегося, скучного и нудного мира, Дядя уходит из него в мир светлый, полный радости и веселья. Дядя жил по-настоящему: играл, экспериментировал, шутил, стараясь хоть как-то развеселить людей в очереди. Однако за это он дорого расплатился. «Дядя исчез», — дежурная фраза родителей, закрывающая собой смерть. Когда дядя исчез, Мила поклялась, что больше никогда не будет спать, чтобы не путать вымысел с реальностью. Вместо этого она начинает наблюдать за облаками — лейтмотивом комикса.
Одни облака белые, другие тёмные — казалось бы, всё понятно. Но Мила наделяет их скрытым смыслом, делит на своих и чужих: «Белые — это свои, а все остальные — чужие». Она гладит белых кошек и говорит, что «своих» облаков не стало. Мила грустит, потому что те облака, которые она считала «своими», изменились: они стали тёмными. Но почему? Тёмные облака — символ приближающейся катастрофы, которая заставляет людей бежать, страха и неопределённости, дядиной смерти и потерянного детства. Всё, что было раньше белым, теперь замазано чёрной краской. В своём юном возрасте Мила осознаёт, что мир вокруг гадкий и несправедливый, а тёмные облака всё ближе. Вот уже горят поля, дома, и город погружается во тьму.
Мила становится в очередь со своими родителями. Очередь была длинной и тянулась так долго, что казалось, будто люди в ней растворяются, а вместе с ними растворилась и Мила-ребёнок. В следующем эпизоде — уже повзрослевшая Мила, которая вместе с родителями переехала в другой город. Несмотря на то, что прошло уже много лет, ей тяжело забыть мучительный переезд и начать новую жизнь. Размышляя ежедневно о том, чьи сегодня облака, Мила сама превращается в тёмное облако: в чёрном платье, с воздушной, но чёрной причёской и длинной серой тенью. В конце она говорит: «Наверное, наши воспоминания подобны облакам: ослепительно красивые поднимаются ввысь, и до них не дотянуться, а те, что тяжелее, цепляются за наши плечи и давят до тех пор, пока мы не будем готовы их отпустить».
Комикс писателя Марио Брассара и художника Жерара Дюбуа вышел в издательстве «Белая ворона» в переводе Елены Головиной. Прочитав, а вернее посмотрев, его, можно поразмышлять о человеке как об одной маленькой песчинке среди огромного пазла — общества. Этот пазл разнообразен: в нём можно обнаружить как чёрные частички, так и белые, подобно облакам, парящим над нами.