Публикации
Главное Наблюдения

Искусство и Казань: как проходил заключительный этап ВсОШ по МХК в республике Татарстан?

С 15 по 22 апреля 2025 года в республике Татарстан прошёл заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре (МХК). Участники на неделю погрузились в непростое интеллектуальное испытание искусством, а как это было — расскажет Злата Невенчанная, участница сборной Московской области.
Казанский вокзал. Из толпы отъезжающих в Татарстан выделяется группа людей в пестрящих красных толстовках — это сборная Московской области готовится к отъезду на ответственное событие. Я, как и все, стараюсь максимально отвлечься от мысли о предстоящих турах: лучшей защитой от стресса становятся смех и разные беседы. Но вот уже пора подниматься в вагон — ребята разбредаются, мы с подругой тоже ищем свои места. В эту ночь в первом купе направляющегося в Казань поезда свет не гас до четырёх утра. Негромко играл инди-рок — самое терапевтическое, что можно было придумать.

Но дорога не вечна, и поезд наконец прибывает в Казань. После заселения отправились на открытие. В актовом зале сидят школьники практически со всех регионов, на сцене друг за другом представляются приветственные номера. Татарский колорит удачно сочетается с другими культурами: особенно запомнился коллектив, танцующий трепак в татарских национальных костюмах. Открытие заключительного этапа ВсОШ подошло к концу, и все мы разбрелись по автобусам, а после — по своим комнатам. На следующий день нас ждал теоретический тур.
Туры на олимпиаде — всегда самое тревожное. Вот и сейчас в комнате 204 царила атмосфера легкой истерики. Все до последнего пытались что-то повторить и предположить, что же будет в заданиях завтра, но потом решили просто расслабиться и по возможности отдохнуть. Только на туре получилось собраться и написать всё, что возможно — ну или почти. Но это стало лишь начальным аккордом: впереди был ещё творческий тур, самый непредсказуемый и времязатратный — четырёх часов на него никогда не хватает. На следующий день до последней секунды клеили бумагу и обводили буквы цветной ручкой. Получилось. Оставалось только ждать баллы.
Целых два дня длилось изматывающее испытание ожиданием. От навязчивых мыслей о баллах отвлекали прогулки до Казанского Кремля, мастер-класс по приготовлению кыстыбыя (национального татарского блюда), спектакль на татарском языке и сабантуй.

Вот он — день X. Каждый уже наизусть выучил распорядок дня 20-го марта: сначала идём на разбор заданий, узнаём баллы, после чего нас ждал просмотр работ. В невыносимо душном зале и в таком же невыносимом стрессе каждый ждал его — протокол. Крики в коридоре — пришли. Руки сами берут телефон и открывают документ, отыскивают фамилию, и… выдох. Всё хорошо. Но облегчение вмиг сменяется тревогой, взгляд невольно падает на людей вокруг — у многих на лице вместо радости выражается разочарование. На следующий день — апелляция, тоже полная стресса и усталости. Мне пришлось идти в аудиторию, где сидела комиссия, уже в одиннадцать часов вечера: пять часов, пока стояла очередь в коридоре, я смогла продержаться только благодаря поддержке друзей и тренеров.

Финальный аккорд заключительного этапа ВсОШ — награждение. Эмоции от получения диплома или его отсутствия ощущаются особенно остро, потому что до начала самой церемонии никто не знает своё место в рейтинге. Несмотря на все переживания, неожиданно для себя бежать на сцену за дипломом ощущается непередаваемо.
Для меня заключительный этап стал воплощением тревоги и нежности одновременно. Переживания сопровождали на протяжении всех этапов олимпиады, но люди вокруг поддерживали и всячески отвлекали от них. В памяти, кроме заветного красного диплома, остались ещё много ярких моментов: надетая перед апелляцией тюбетейка, игра во «Взрывных котят», шутки и песни. Заключительный этап — больше чем возможность получить диплом. Это испытание на прочность, которое, несмотря на все трудности, останется в памяти светлым именно из-за дорогих сердцу людей.