Что такое современное искусство? Это не только «Чёрный квадрат» Малевича — оно включает в себя абсолютно разные формы и жанры. «Современное искусство способен понять не каждый», — поделился своим мнением экскурсовод Воронежской «Галереи Х.Л.А.М.». Более подробно о выставке он рассказал нашему ЛИФТёру Лилии Матыцыной.
На старом, местами облезлом здании висит чёрная вывеска с ярко-желтыми буквами — «Галерея Х.Л.А.М.». Разваливающиеся ступеньки ведут к пластиковой двери. За ней — небольшой тамбур и снова дверь. Это — маленькое пространство, как будто проверка на прочность и предисловие к современному творчеству: открытая труба, немного мусора на полу, стены с подтёками. Далее — более жизнерадостное помещение. Светлая, просторная и свободная комната, в которой на правой стене висит картина Киры Шилиной, состоящая из трёх холстов. Рядом с картиной висит листок с описанием:
На старом, местами облезлом здании висит чёрная вывеска с ярко-желтыми буквами — «Галерея Х.Л.А.М.». Разваливающиеся ступеньки ведут к пластиковой двери. За ней — небольшой тамбур и снова дверь. Это — маленькое пространство, как будто проверка на прочность и предисловие к современному творчеству: открытая труба, немного мусора на полу, стены с подтёками. Далее — более жизнерадостное помещение. Светлая, просторная и свободная комната, в которой на правой стене висит картина Киры Шилиной, состоящая из трёх холстов. Рядом с картиной висит листок с описанием:
«Выставка MAR (Петербург), Кати Андрияновой (Москва) и Киры Шилиной (Нижний Новгород) объединяет трех художниц вокруг темы исследования границ привычного. Границ, за которыми начинается то, что в русскоязычной литературной традиции называется “ужас”. Выставка сделана по мотивам книги “Исследование ужаса”, главного философского произведения Леонида Липавского. <...> В экспозицию входят объекты из гипса, барельефы из полимерной глины и живопись».

Работа Киры Шилиной на входе
В другой части помещения стоит скульптура, недалеко от неё — стойка с советскими потрёпанными книгами. Далее две двери: за одной прячется книжный магазин, за другой — выставочный зал. В книжном из-за прилавка появляется мужчина пожилого возраста. Это — Алексей Юрьевич, экскурсовод. Удивительно, что от него исходит такая же энергия завораживающего угнетения, как и от всего помещения. Купив билет, можно проходить на выставку. В комнате находятся четыре картины — две на полу и две на стене — маленький квадратный стол и четыре стула по центру комнаты. На правой стене висит картина из гипсокартона, напротив входа в выставочный зал небольшие барельефы из гипса. И это всё? Справа от входа в зал есть ещё одна дверь, небольшая и узкая — быть может, там продолжение выставки?

Алексей Юрьевич предлагает присесть за стол. Он кладет на него фотографии с работами современных художников. На них изображены странные скульптуры и картины: зловещие улыбки «ненастоящих», искажённых людей, стоящих рядом с настоящим, как-будто живым человеком… Многим эти работы кажутся ужасающими, но Алексей Юрьевич утверждает, что существует немало тех, кто покупает эти картины и восторгается ими. Действительно, что-то философское в современном искусстве есть, только до него нужно докопаться, додуматься, и не всегда это бывает просто.
«Эти картины и скульптуры раздражают многих. И вас тоже, я вижу это по недоумению на вашем лице. Даже если вы прослушаете 40 лекций и посмотрите 100 самых радикальных выставок, это раздражение останется», — замечает экскурсовод.
Ощущение раздражения присутствует и при просмотре картины, на которой девушку приобнимает за плечи мужчина: их лица искажены. Может показаться, что художник просто не умеет рисовать. Однако автор прячет здесь что-то глубинное. Почему же эта картина так похожа на фотографию? Потому что это — наша жизнь. Мы часто фотографируем что-то просто так. Здесь, на этой картине, что-то празднуют. Гости за столом, вероятно, сидят в другой комнате. А искажённые лица — отражение любого из нас, однако не все это способны заметить. В них выражены человеческие пороки, ошибки и неудачи, низкие поступки, которые есть в биографии у каждого. Мы часто не задумываемся о них спустя время (о некоторых пороках мы даже не догадываемся), а в памяти людей они остаются и видятся так, как на этой картине.
Алексей Юрьевич рассказывает про деятельность современных художников: Сергея Горшкова, Ивана Дубяги, Кирилла Савельева и Кирилла Гаршина — и показывает их работы, смешные, циничные и скрывающие определённый смысл.
А вот работы Николая Алексеева резко отличаются от остальных — это обычные рисунки, нарисованные просто, к которым автор прилагает длинные описания, где рассказывает истории из своей жизни. Например, как он отдыхал у бабушки и на него набросился пёс.
А вот работы Николая Алексеева резко отличаются от остальных — это обычные рисунки, нарисованные просто, к которым автор прилагает длинные описания, где рассказывает истории из своей жизни. Например, как он отдыхал у бабушки и на него набросился пёс.

Работа Николая Алексеева «Пёс»
«Нам неприятно сталкиваться с правдой. Все эти художники изображают себя. Они прекрасные художники, все люди на этих картинах изображены условно. Если вы относитесь к себе с юмором, несерьёзно, то вы будете видеть в каждой этой работе себя, а если вы самокритичны, то будете сидеть в недоумении: у Кирилла Савельева есть такая работа, но она здесь не представлена — пятиэтажный дом, из каждого окна выглядывает плюющая собака. И один человек говорит: “Ой, как неприлично!” — а другие радуются: “Да! Это наша жизнь!”» — говорит Алексей Юрьевич.
Время здесь идёт незаметно. Можно сидеть в «Х.Л.А.М.е» вечно, как завороженный смотреть на эти картины. Экскурсовод несколько раз успел зайти в ту самую маленькую дверь, за которой, как показалось ранее, должно быть продолжение выставки. Но, к сожалению, это — всего лишь рабочее помещение, именно оттуда приносят альбомы с фотографиями картин разных авторов.
После экскурсии Алексей Юрьевич предлагает купить открытки с некоторыми картинами или статуэтки (например, банку с ядом). Из галереи выходишь озадаченным: нужно обдумать, как и после любого взаимодействия с творчеством. Наверняка через время прояснятся все тайны и загадки современного искусства…
После экскурсии Алексей Юрьевич предлагает купить открытки с некоторыми картинами или статуэтки (например, банку с ядом). Из галереи выходишь озадаченным: нужно обдумать, как и после любого взаимодействия с творчеством. Наверняка через время прояснятся все тайны и загадки современного искусства…