Фестиваль «Сила слова» оставил свой след в Благовещенске и зашагал дальше, добравшись до Воронежа. Мероприятие прошло с пятого по шестое октября. Варвара Хмелевская посетила фестиваль и поделилась впечатлениями о первом дне.
Свежий осенний воздух окутывает улицы Воронежа. Моросит. Фирменные флаги «Силы слова» привлекают внимание прохожих, приглашая войти в двери Дворца творчества детей и молодёжи.
Свежий осенний воздух окутывает улицы Воронежа. Моросит. Фирменные флаги «Силы слова» привлекают внимание прохожих, приглашая войти в двери Дворца творчества детей и молодёжи.
Сказки для взрослых и для детей
Лишь немногие задерживаются у книжных стендов в Центральном холле: все спешат в Зрительный зал, где уже началась встреча с Андреем Усачёвым, автором детских сказок. Просторное помещение встречает приглушённым светом и хриплым баритоном из колонок. Кажется, писатель излучает радость: появилась возможность обсудить со слушателями любимые сказки. Аудитория оживлённо отвечает, смеётся и искренне аплодирует. На лице невольно появляется улыбка: хочется вместе с остальными поучаствовать в беседе.
Андрей Алексеевич предлагает ответить на вопросы. Как обычно, сначала зал осторожничает, руки поднимают только самые смелые, но уже потом всё больше слушателей решаются на диалог. Ответы Усачёва получаются простыми, но мудрыми:
— Вы любите больше собак или кошек?
— Поначалу ты любишь больше собак. А потом ты начинаешь понимать, что коты тоже прекрасные животные.
Писатель говорит о Сёме, своём толстом, рыжем коте. А под конец с улыбкой добавляет: «Вообще я больше люблю людей».
Автор замечает, что «детские стихи пишут взрослые, а взрослые — дети», называя это парадоксом. Появляется новая тема для разговора: слушатели задают вопросы про детство и школьные годы писателя. Гость с удовольствием вспоминает: «Попробуй не быть хулиганом, когда у тебя мама — директор школы», — или «На всех предметах технических у меня под партой лежала книжка». В конце встречи Андрей Алексеевич достаёт гитару и исполняет несколько песен собственного сочинения.
Сложными маршрутами по стопам подростков
В Малом зале всего несколько человек. В центре сцены яркий, красный диванчик, предназначенный следующей гостье — Елене Бороде. Но она говорит, что вряд ли на него сядет — слишком любит ходить. Писательница плавно переходит к презентации своих книг: «Инктобер», «Вы ушли с маршрута» и «Zoom. Карантинная история». Автор рассказывает, как опыт работы школьным учителем литературы помогает ей в создании персонажей-подростков. Например, прототипом главного героя в повести «Я тебя никогда не прощу» стал выпускник класса, в котором она была руководителем. Остальные же герои не были «списаны» с конкретных людей, они — сосредоточение особенностей тех подростков, которые Елену окружают каждый день.
Автор отзывается о всех своих героях одинаково нежно, с материнским теплом: «Сандра моя, она из разряда тех людей, которые склонны брать на себя проблемы», «между Бру и Михалычем очень трогательные, братские отношения». Наступает время вопросов. Оживлённый диалог с аудиторией приводит Елену к любопытной мысли:
«Почему у нас вообще есть любимые книги? Они иногда ведь к нам приходят очень вовремя. То есть у нас что-то вызывает вопросы, и мы хотим на них ответы. Причём ни одна книга не даёт таких ответов, прям чтобы… чтобы “правильно”. Ведь если бы так было, что книги на всё дают универсальный ответ, я думаю, у нас бы тогда и проблем никаких не было: ни войн, ни болезней. Но это не так, потому что книга каждому шепчет своё.»
Про фотографии водоёмов и писательство на велосипеде
Малый зал с его камерной атмосферой остаётся позади. Впереди — две лекции Нины Дашевской: «Современный герой: отличается ли он/она от героев прошлых веков» и «Мой герой отправляется в путешествие». Писательница беседует с аудиторией об учениках с ментальными особенностями, о вечной проблеме «отцов и детей».
Сразу понимаешь — пришёл к мастеру: чёткая речь, осанка, твёрдый взгляд и саркастичные нотки в тоне. Мысль Нины чёткая, структурированная. Она профессионально выстраивает монолог, меняя его направление по своему желанию. Слушатели не замечают, когда одна лекция сменяется другой, хотя вроде планировали остаться только на час.
Время от времени Нина отходит от темы: рассказывает о Санкт-Петербурге, о том, что часто фотографирует водоёмы. Особенно понравилась слушателям история о том, как Дашевская писала одну из глав своей книги по дороге на работу, пока ехала на велосипеде:
«Когда ты едешь на машине, потом идёшь весь злой. Когда едешь на метро, видишь сограждан, озабоченных своими проблемами. А когда ты едешь на велосипеде, видишь, что твой город населяют весёлые, молодые люди.»
«Ребят, мне нравится это, кто со мной?»
И вот близится конец лекции, слушатели неохотно поднимаются, в глазах — нежелание расставаться с Ниной. Но она вдруг тепло улыбается кому-то у входа, приветствует, жестом просит войти. Посетители заинтересованно оборачиваются, чтобы увидеть, кто привлёк внимание писательницы. Перед аудиторией появляется Ксения Белькевич.
Пока загружается презентация, Ксения рассказывает, как они познакомились с Ниной Дашевской: Дашевская преподаёт в детском центре «Арка Марка», которым руководит сама Белькевич. И вот, спикер уже переходит к теме разговора — «Как устроить книжный клуб». Среди слушателей оказывается несколько организаторов других литературных проектов. Ксения с энтузиазмом расспрашивает каждого об их устройстве.
После знакомства с аудиторией Белькевич начинает свою лекцию. Первым делом она объясняет, что люди вступают в книжные клубы с целью найти единомышленников. Вместе с гостями Ксения придумывает форматы, в которых могут проходить встречи клуба. Помимо стандартного чтения глав и их обсуждения, Белькевич предлагает и другие форматы: разыгрывать ситуации между героями, придумывать альтернативный сюжет, создавать письма от лица героев, гадать по книге и использовать практику медленного чтения.
«Необязательно постоянно пытаться угадать: что же понравится моей аудитории? Иногда классно сказать: “Ребят, мне нравится это, кто со мной?”» — именно с таких слов начинается обсуждение ролей ведущего и участников в книжных клубах.
Затем на экране появляется вопрос «Зачем книжный клуб?», что заставляет аудиторию поразмышлять. Напоследок Белькевич делится со слушателями собственным телеграм-каналом, в котором обещает выложить презентацию прошедшей встречи.
Дневники, адресаты и железнодорожный Пруст
Открывают окна. Вместе со свежим воздухом в Танцевальный зал врывается Григорий Служитель, актёр и автор книги «Дни Савелия». Взгляд скользит по зажатому в руках флаеру с программой, рядом с фамилией писателя отмечена тема встречи: «Дневник, как главный инструмент писателя». Сначала спикер вместе со слушателями рассуждает, зачем люди заводят дневники:
«Многие из нас пишут не для того, чтобы дневник нашёл кто-то другой, а чтобы мы его нашли. И наш адресат — это мы сами, причём из будущего, не из прошлого.»
А после Григорий переходит к истории своего литературного пути и рассказывает, что над книгой «Дни Савелия» начал работать по дороге в Воронеж. Тогда, в 2015 году, он приехал артистом на Платоновский фестиваль. Именно там зародилась его личная традиция оставлять в заметках хотя бы по одной фразе о каждом посещённом месте. Слушателям становится интересно, что он написал об их родном городе. Григорий тянется к телефону, чтобы найти нужные строчки:
«Воронеж. 9 ноября 21 года. В купе моим соседом был старый бомж-астматик. Я представлял, как Пруст дописывает страницу, превозмогая такие же приступы удушья и кашля. Этот ингуш так и остался в моей памяти железнодорожным Прустом. В городе тишина, только стук каштанов об асфальт.»
Автор отмечает, что ему лично удобно писать в заметках, из-за чего он никак не может расстаться со своим айфоном: «Писательская работа — дело прекрасное на самом деле. Ты работаешь круглосуточно вне зависимости от режима. Его ты можешь переключать как режимы на стиральной машинке».
Григорий возвращается к теме встречи и говорит о том, зачем вести дневник: «Дневник — это выработка отношений к себе самому и, следовательно, к миру. <...> Он помогает удержать и спасти мимолётное впечатление. <...> А если вы писатель, это просто ваш творческий режим». Он объясняет, как меняется мир в зависимости от нашего восприятия. По его мнению, дело в том, как мы «освещаем внутри день, который, казалось бы, может быть абсолютно пуст».
Писатель резюмирует встречу и читает залу цитату из «Записок от скуки» Ёсиды Кэнко Хоси: «Говорят, что искусный резчик всегда работает слегка туповатым резцом». Через некоторое время аудитория пустеет, чтобы завтра в очередной раз впустить новых гостей. А пока посетители медленно спускаются в Центральный холл, к выходу. Дождь прошёл. Запахи мокрой древесины и скошенной травы, вторящие друг другу колокола Покровского собора провожают гостей фестиваля, которые тихо переговариваются и обсуждают то, что увидели.
Григорий возвращается к теме встречи и говорит о том, зачем вести дневник: «Дневник — это выработка отношений к себе самому и, следовательно, к миру. <...> Он помогает удержать и спасти мимолётное впечатление. <...> А если вы писатель, это просто ваш творческий режим». Он объясняет, как меняется мир в зависимости от нашего восприятия. По его мнению, дело в том, как мы «освещаем внутри день, который, казалось бы, может быть абсолютно пуст».
Писатель резюмирует встречу и читает залу цитату из «Записок от скуки» Ёсиды Кэнко Хоси: «Говорят, что искусный резчик всегда работает слегка туповатым резцом». Через некоторое время аудитория пустеет, чтобы завтра в очередной раз впустить новых гостей. А пока посетители медленно спускаются в Центральный холл, к выходу. Дождь прошёл. Запахи мокрой древесины и скошенной травы, вторящие друг другу колокола Покровского собора провожают гостей фестиваля, которые тихо переговариваются и обсуждают то, что увидели.