Публикации
Подборки

«Мне казалось, что дом — огромная раковина, которую я обречён таскать на себе всю жизнь»: три книги о болезненных семейных отношениях

Три больших семейных саги в этой подборке — произведения зарубежных авторов, изданные на русском в прошлом или позапрошлом году, где раскрываются семейные проблемы, а в центре внимания оказываются судьбы взрослеющих детей.

Крис Уитакер. «Мы начинаем в конце». Пер. Ю. Фокин. «Эксмо». Inspiria. 2021

В семейной саге Криса Уитакера всё на первый взгляд вполне типично для произведения американского автора: девяностые годы, маленький городок в США, семья с двумя детьми, девочкой-подростком и её младшим братом. Но идиллия оборачивается трагедией, когда мама погибает из-за своей беспутности. Теперь тринадцатилетняя Дачесс остаётся с Робином и дедушкой. Несмотря на юношеский максимализм, она на протяжении всей книги учится справляться с бедностью, травлей одноклассниками и тяжестью взрослых забот. Подросток встаёт против правил, норм морали, матери, сверстников, но где-то внутри у читателя остаётся надежда на то, что всё образуется.

«Я Дачесс. И я вне закона!» — восклицает героиня.

Уитакер тонко изображает болезненные переживания, прибегая к лаконичному стилю, не лишённому при этом словесной игры. В итоге перед нами тонкая социальная драма, отчасти похожая на детектив, что особенно завораживает.

Энн Пэтчэтт. «Голландский дом». Пер. С. Кумыш. «Синдбад». 2021

Главные герои «Голландского дома» — Мейв и Дэнни, дети, оставшееся без материнской любви, без отцовской защиты, но с ненавистью мачехи. Мейв, смелая девушка, не боится брать на себя ответственность, даже если её груз слишком тяжёл. Девушка старается сделать жизнь младшего брата лучше, забывая о своей боли. В результате Дэнни воспринимает Мейв скорее как мать, а не как сестру. Оставшийся без матери в совсем раннем возрасте, тот постоянно ищет ответ на вопрос: «почему так со мной случилось?».

«Мы делали вид, что потеряли дом — ни мать, ни отца. Мы делали вид, что то, что нам принадлежало, отнял человек, живущий внутри»

Важную роль в книге играет образ Дома, атмосфера которого больше напоминает музей, чем семейный очаг.

«Мне казалось, что дом — огромная раковина, которую я обречён таскать на себе всю жизнь.» — размышляет один из героев.

Элин Хильдебранд. «Лето 1969». «МИФ». 2022

Старшая из сестёр Блэр променяла карьеру на семью, поэтому уход мужа становится для неё трагедией. Средняя сестра Кирби пытается начать жизнь заново, переехав подальше от родного дома. Их брат воюет в Вьетнаме простым пехотинцем, и выдерживать все беспокойства матери и бабушки по поводу юноши приходится младшей сестре Джесси. Оставшись в почти пустом доме, Джесси только начинает свой путь в большой мир, полный опасностей. Книгу «Лето 1969» можно считать «летней» семейной сагой. Её автор Элин Хильдебранд сумела прекрасно передать атмосферу жаркого дня, полного приключений, любви и радости от простых мелочей. Спокойный темп повествования царит на протяжении всей книги.
#современнаязарубежнаяпроза #диалогпоколений #подборки