Публикации
Подборки

Нарциссизмъ и сталкѣринг: токсичные отношения в русской классике

Сегодня уделяют много внимания психологическому состоянию человека, и о понятии «абьюз» слышали почти все, кто пользуется интернетом, а сколько людей сталкивались с абьюзом в течение жизни — вовсе трудно представить. Но явление гораздо старше термина. Так, в русской литературе девятнадцатого века описано немало оттенков нездоровых отношений, от навязчивого помешательства до манипуляций. Вспоминаем самые яркие и классические примеры произведений.

Л. Н. Толстой. «Крейцерова соната»


Печати повести «Крейцерова соната» у самого Александра III долго добивалась Софья Андреевна, жена Толстого. Текст даже переписывали от руки и перепродавали, что сделало его ещё более обсуждаемым. Но что в повести было такого запретного?
Главный герой Василий Позднышев вёл распутную жизнь — весёлые кутежи да романы — пока, наконец, не решил остепениться и создать семью. Сохранить чувства в браке у него не вышло, к жене Позднышев быстро остыл, воспитанием детей не занимался. Супруга тоже была безразлична к детям и мужу. Спустя восемь лет брака Позднышев увидел жену, играющую на фортепьяно рядом с другим мужчиной, и пришёл в бешенство от ревности, что трагически закончилось и для него, и для жены. В браке Позднышев обесценивал жену, обвинял её в том, что с появлением детей она стала меньше уделять ему внимания. На самом деле он скучал по своему прошлому разгульному образу жизни, где было много женщин, азарта и выпивки. Дикая ревность Позднышева фактически была проекцией его собственного желания измены.

Ф. М. Достоевский «Кроткая»


Повесть «Кроткая», как и некоторые другие произведения Достоевского, имеет реальную основу — таинственная смерть дочери Герцена и молодой швеи Марьи Борисовой.
Рассказчик, богатый ростовщик, приезжает в деревню и знакомится с Кроткой — девушкой, которая мучается в одиночестве и бедности. После замужества Кроткая не становится счастливее. Муж ведёт себя строго и сухо, вымещая на ней все обиды и неудачи. Он признаётся, что его «всегда и везде не любили». В браке с Кроткой он желает показать своё могущество. Рассказчик — классический пример абьюзера, домашнего тирана, который хочет психологически опустошить свою жертву. Ростовщик был не слишком успешен в жизни, люди на ним подшучивали и не воспринимали всерьёз, поэтому он, как сам признаётся, решил отомстить обществу и выбрал себе жертву — ему нравилось ощущать власть над Кроткой. Он пытался сформировать в ней другую личность, ещё не зная о печальных последствиях своих же поступков. Окончательным ударом для Кроткой парадоксально оказывается резкое осознание мужем любви к ней, когда, боясь её потерять, рассказчик становится тёплым и нежным.

В. В. Набоков. «Камера обскура»


«Камера обскура» относится к раннему творчеству классика. Сам Набоков этот роман не любил и говорил, что текст чрезмерно груб.
Главная героиня Магда — в определённой степени предтеча известной Лолиты — юная девушка, которая вступает в отношения со зрелым человеком. Только вот поступки и образ Магды вызывают скорее отвращение. Бруно Кречмар — состоявшийся мужчина с женой и детьми. Однажды он знакомится с шестнадцатилетней Магдой, влюбляется и, недолго думая, бросает семью. Единственная причина, по которой Магда остаётся с Кречмаром — деньги. Её интересуют только они: сколько стоит картина, почему он не нашёл укрытия во время войны, раз богат. Квартира, автомобиль, путешествия — всё это для непримечательной особы, не обладающей ни шармом, ни талантами. В «Камере обскура» нет любви — Магда манипулирует, используя своего ухажёра, а Кречмара интересует только её телесная красота и молодость.

И. С. Тургенев. «Вешние воды»


Повесть рассказывает о двух возлюбленных — Дмитрии и Джемме. У них светлые и бескорыстные отношения, почти как в сказке. И вроде бы ничего не предвещает беды, пока на горизонте не появляется новая героиня — Марья Полозова. Будучи красивой и харизматичной женщиной, она легко соблазняет Дмитрия. Для неё отношения с Дмитрием — игра, Марье нравится испытывать власть и влюблять в себя мужчин. Она не способна чувствовать так же, как другие люди, и в некотором роде завидует им, а потому пытается отобрать их счастье. Полозова не стала бы заигрывать с Дмитрием, не зная, что скоро он должен жениться по любви. Ей хотелось разрушить его брак, потому что сама по себе она глубоко несчастна из-за безэмоциональности. Поведение Полозовой характерно для нарцисса или социопата — отношения с таким человеком никогда нельзя называть «здоровыми».

А. И. Куприн. «Гранатовый Браслет»


Значительное место в творчестве Куприна занимает повесть «Гранатовый браслет», где речь идёт о безответной любви. Желтков, небогатый чиновник, восемь лет влюблённый в княгиню Веру, дарит ей простое, но ценное для его семьи украшение. Поступок романтичный, как и его слова: «...в первую же секунду сказал: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё». И, кажется, кто не хотел бы услышать подобное? Однако отправлять кучу анонимных писем, красть платок почти не знакомой женщины — поведение не то чтобы адекватное. В современной психологии для него такой существует термин, как «сталкеринг» — нежелательное преследование.
Конечно, в начале XX века о психологах ещё толком не слышали. Многие современники Куприна, как, например, Львов¬-Рогачевский и Бартенев, называли чувства героя «большой любовью» и «эмоциями высшего порядка». Однако, например, критик Афанасьев имел другое мнение на этот счёт: «...чувство Желткова — тихое, покорное обожание, без взлётов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает её робкой и бессильной». Желтков навязывает Вере себя и свою любовь, которая перерастает в зависимость. Он не может представить жизнь без неё, не может избавиться от мыслей о ней, ничем не интересуется. Более того, Желтков толком Веру не знает, а значит, влюблён лишь в плод своего воображения.

#классика #диалогпоколений