Публикации
Подборки

Не только Чернышевский: в каких текстах русской классики XIX века речь идет о равноправии мужчин и женщин

Когда говорят о феминизме в классической русской литературе, чаще всего вспоминают «Что делать?» Николая Чернышевского. Революционный роман, вызвавший множество споров, «Что делать?» в числе первых книг постулировал идею равенства полов. Однако «женский вопрос», как тогда выражались, затрагивается не у одного лишь Чернышевского. Хамис Магомедова рассказывает о тех программных текстах, где тема эмансипации выглядит особенно яркой.


«Полного счастья нет без полной независимости. Бедные женщины, как немногие из вас имеют это счастие!» – цитата, которая отлично демонстрирует отношение Чернышевского к равноправию. В романе «Что делать?» есть самодостаточные героини с профессией и амбициями – довольно редкое явление в литературе того времени. Вера Павловна, решившая стать врачом и основавшая нестандартную швейную. Екатерина Полозова, пошедшая по стопам Веры Павловны. Если автор «Что делать?» дает нам развернутое объяснение, зачем нужна эмансипация, и показывает ее плюсы, то множество современников Чернышевского волей-неволей демонстрируют минусы общества, где женщины прав лишены.

кадр из фильма «Жестокий романс», 1984г, Эльдар Рязанов

Самый расхожий пример здесь – пьесы Островского, в первую очередь «Гроза» и «Бесприданница». Главные героини обоих произведений – образцовые жертвы косных устоев. Лариса Огудалова из «Бесприданницы» воспринимается окружающими как красивая вещь, трофей. В ней никто не видит человека с собственными желаниями и амбициями. Екатерина из «Грозы» страдает от деспотичной среды, где молодая замужняя женщина не имеет право на свое мнение и на ошибку. Впрочем, судьба Ларисы из более светского общества мало чем отличается. Конец обеих героинь печальный, что намекает, куда ведет архаичное или потребительское отношение к женщинам, во многом обусловленное все тем же неравноправием. 

Отдельного внимания заслуживает «Неточка Незванова» Фёдора Достоевского. Мать Неточки, ребенка с удивительной способностью быстро привязываться, неудачно выходит замуж второй раз и после терпит гнусные поступки нового супруга. Причем терпит до последнего, хотя муж порой невыносим: постоянное пьянство, вымогательство денег себе на выпивку, обвинения жены в своих неудачах. В итоге мать Неточки надрывается, чтобы обеспечить себя, дочь и взрослого мужчину. Но проблема не только в том, что нельзя было разойтись с мужем. Мать Неточки, несмотря на серьезные недостатки супруга, любит его. Тут можно вспомнить о феномене созависимых отношений, но вдобавок, когда женщины стоят ниже мужчин в общественной иерархии, это формирует у первых модель поведения, следуя которой, они не могут допустить и мысли о том, что муж неправ или не стоит больших жертв. В наше время подобные ситуации созависимых отношений, когда женщины терпят мужей-алкоголиков, тоже встречаются довольно часто.

кадр из фильма «Преступление и наказание», 2007г, Дмитрий Светозаров

Говоря о Достоевском, нельзя не вспомнить и о Соне Мармеладовой из «Преступления и наказания». Соня, самоотверженная и заботливая девушка, фактически была вынуждена «пойти по желтому билету» ради своей семьи, ведь у нее, как и у многих тогдашних женщин, не было другой возможности заработать в подобных обстоятельствах. Каждый день она предавала себя, свои принципы из-за безысходности, возникшей в том числе в силу неравенства. Ведь в XIX веке женщина, к примеру, не могла устроиться врачом. Надежда Суслова прервала эту традицию только в 1877 году, а первая женщина-инженер вовсе появилась в 1903.


В «Господах Головлевых» Михаила Салтыкова-Щедрина – Аннинька и Любинька (племянницы Иудушки), подавшиеся в актрисы, постепенно подвергаются влиянию порочной богемной жизни, и ничем хорошим это для них не заканчивается. А ведь актрисами они стали не столько из большого желания блистать на сцене, сколько чтобы вырваться прочь от рутинной, скучной и бедной жизни в деревне. У девушек в то время было не так много возможностей заработать, и героини по наивности выбрали, как им казалось, самый легкий путь. Актрисы в целом и не воспринимались публикой как люди искусства. В отличие от иных актеров, на них смотрели чаще всего как на красивые куклы для услады глаз. В чем-то Анниньку и Любиньку можно сравнить даже с Соней Мармеладовой, ведь для общества актрисы и проститутки имели похожий статус. В «Чайке» Чехова, к примеру, отец Нины Заречной боялся, что его дочь подастся именно в актрисы. Кстати о Нине – ее судьбе тоже сложно позавидовать.

Вышеперечисленные героини – представители дворянского сословия (кроме Сони и матери Неточки, но они не были и крестьянками). Разумеется, простые женщины «из народа» страдали не меньше аристократов и мещан. Матрена из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» долгие годы подвергалась тирании со стороны семьи мужа, потеряла сына, пережила несколько пожаров и эпидемию сибирской язвы. А ведь она – рядовая крестьянка, жизнь которой мало чем отличалась от жизни других. Более того, ее даже считали счастливой. Но «Ключи от счастья женского // От нашей вольной волюшки // Заброшены, потеряны // У Бога самого!» – цитата Матрены, отражающая самоощущение русской крепостной. Другой пример – жена Ермолая из рассказа Ивана Тургенева «Ермолай и Мельничиха». Тихая женщина, не знающая, что ее будет ждать завтра. Побои от мужа, грубое отношение – все это жена Ермолая терпит постоянно. Бить жену для крестьянина считалось обыденным делом. 

Безусловно, есть в русской классике и образы деятельных женщин, не боящихся идти на поступки, на которые бы осмелился не каждый мужчина. Татьяна Ларина, Анна Одинцова, Фекла Машурина, та же Вера Павловна – героини, которые несмотря на общественные устои позволяли себе жить полной жизнью, совершали отважные действия. Но эти образы девушек – нечто особенное и необычное для литературы того периода. Далеко не у каждой женщины были возможности достичь чего-то, реализовать свои амбиции, жить не под диктовку окружения. Русские классики как носители гуманитарного знания и гуманистических идеалов одними из первых в Российской империи обращали внимание на проблему закрепленного на уровне официальных законов и неофициальных традиций неравноправия полов, проблему, отголоски которой мы слышим и по сей день.