Публикации
Подборки

Истории о деструктивных отношениях: два текста больших русских писателей XX века

О здоровой любви писать не так интересно, ведь, как мы знаем из Анны Карениной, все счастливые семьи счастливы одинаково, хотя и это спорно. Но в двух историях из этой мини-подборки двух важных писателей XX века токсичные отношения выходят на первый план и показаны особенно ярко.

Александр Куприн. Гранатовый браслет.

Важнейшее место в творчестве Куприна занимает повесть «Гранатовый браслет», где речь идёт о безответной любви. Желтков, небогатый чиновник, восемь лет влюблённый в княгиню Веру, дарит ей простое, но ценное для его семьи украшение. Поступок романтичный, как и его слова: «...в первую же секунду сказал: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё». И, кажется, кто не хотел бы услышать подобное? Однако отправлять кучу анонимных писем, красть платок почти не знакомой женщины — поведение не то чтобы адекватное. В современной психологии для него такой существует термин, как «сталкеринг» — нежелательное преследование.

Конечно, в начале XX века о психологах ещё толком не слышали. Многие современники Куприна, как, например, Львов-Рогачевский и Бартенев, называли чувства героя «большой любовью» и «эмоциями высшего порядка». Однако, например, критик Афанасьев имел другое мнение на этот счёт: «...чувство Желткова — тихое, покорное обожание, без взлётов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает её робкой и бессильной». Желтков навязывает Вере себя и свою любовь, которая перерастает в зависимость. Он не может представить жизнь без неё, не может избавиться от мыслей о ней, ничем не интересуется. Более того, Желтков толком Веру не знает, а значит, влюблён лишь в плод своего воображения.

Владимир Набоков. Камера Обскура.

Сам Набоков свой относительно ранний «Камера Обскура» не любил и говорил, что текст чрезмерно груб. Главная героиня Магда — в определённой степени предтеча известной Лолиты — юная девушка, которая вступает в отношения со зрелым человеком. Только вот поступки и образ Магды вызывают скорее отвращение. Бруно Кречмар — состоявшийся мужчина с женой и детьми. Однажды он знакомится с шестнадцатилетней Магдой, влюбляется и, недолго думая, бросает семью. Единственная причина, по которой Магда остаётся с Кречмаром — деньги. Её интересуют только они: сколько стоит картина, почему он не нашёл укрытия во время войны, раз богат. Квартира, автомобиль, путешествия — всё это для непримечательной особы, не обладающей ни шармом, ни талантами. В «Камере обскура» нет любви — Магда манипулирует, используя своего ухажёра, а Кречмара интересует только её телесная красота и молодость.
#классика #подборки #вопросыпсихологии