Семейные саги рассказывают о повседневном быте, но при этом раскрывают многогранные и сложные отношения между близкими людьми. Истории переплетения судеб цепляют совершенно разных людей, заставляют их перечитывать большие тексты и углубляться в повествование снова и снова. О самых интересных семейных сагах последнего пятилетия — в подборке Ульяны Гончаренко.
Энн Пэтчэтт. «Голландский дом». Пер. С. Кумыш. «Синдбад». 2021
Энн Пэтчетт пишет легко и просто о сложных отношениях между людьми. Главные персонажи «Голландского дома» — Мейв и Дэнни, дети, оставшееся без материнской любви, без отцовской защиты, но с ненавистью мачехи. Мейв, смелая девушка, не боится брать на себя ответственность, даже если её груз слишком тяжёл. Девушка старается сделать жизнь младшего брата лучше, забывая о своей боли. В результате Дэнни воспринимает Мейв скорее как мать, а не как сестру. Оставшийся без матери в совсем раннем возрасте, тот постоянно ищет ответ на вопрос: «почему так со мной случилось?».
«Мы делали вид, что потеряли дом — ни мать, ни отца. Мы делали вид, что то, что нам принадлежало, отнял человек, живущий внутри»
Важную роль в книге играет образ Дома, атмосфера которого больше напоминает музей, чем семейный очаг.
«Мне казалось, что дом — огромная раковина, которую я обречён таскать на себе всю жизнь.» — размышляет один из героев.
Хелен Кляйн Росс. «Опоздавшие». Пер. А. Сафронов. «Фантом Пресс». 2020
Неспешное повествование о жизни четырёх поколений одной семьи. Герои готовы к лишениям, риску, верят в лучшее будущее, но каждый как будто опаздывает к своему счастью. Главная героиня — ирландка Брайди, которую жажда лучшей жизни притягивает магнитом на корабль. Там Брайди влюбляется в Тома, чья трагедия будет терзать её до конца дней. И всё же Брайди продолжит двигаться дальше, пожирая саму себя, однако борясь с собственными страхами.
«Но вот теперь он познал, что отвага — нечто большее, чем бодрый оптимизм в отсутствие страха».
«Опоздавшие» — это запоминающиеся персонажи, приятный язык, трагичная история, показывающая, что выбор порой даётся тяжело, а его последствия всегда остаются с тобой.
Крис Уитакер. «Мы начинаем в конце». Пер. Ю. Фокин. «Эксмо». Inspiria. 2021
В семейной саге Криса Уитакера всё начинается вполне естественно для произведения американского автора: девяностые годы, маленький городок в США, семья с двумя детьми, девочкой-подростком и её младшим братом. Но идиллия оборачивается трагедией, когда мама погибает из-за своей беспутности. Теперь тринадцатилетняя Дачесс остаётся с Робином и дедушкой. Несмотря на юношеский максимализм, она на протяжении всей книги учится справляться с бедностью, травлей одноклассниками и тяжестью взрослых забот. Подросток встаёт против правил, норм морали, матери, сверстников, но где-то внутри у читателя остаётся надежда на то, что всё образуется.
«Я Дачесс. И я вне закона!» — восклицает героиня.
Уитакер тонко изображает болезненные переживания, прибегая к лаконичному стилю, не лишённому при этом словесной игры. В итоге перед нами тонкая социальная драма, отчасти похожая на детектив, что особенно завораживает.
Элин Хильдебранд. «Лето 1969». «МИФ». 2022
Старшая из сестёр Блэр променяла карьеру на семью, поэтому уход мужа становится для неё трагедией. Средняя сестра Кирби пытается начать жизнь заново, переехав подальше от родного дома. Их брат воюет в Вьетнаме простым пехотинцем, и выдерживать все беспокойства матери и бабушки по поводу юноши приходится младшей сестре Джесси. Оставшись в почти пустом доме, Джесси только начинает свой путь в большой мир, полный опасностей. Книгу «Лето 1969» можно считать «летней» семейной сагой. Её автор Элин Хильдебранд сумела прекрасно передать атмосферу жаркого дня, полного приключений, любви и радости от простых мелочей. Спокойный темп повествования царит на протяжении всей книги.
Филипп Майер. «Сын». Пер. М. Александрова. «Фантом Пресс». 2016
Роман Филиппа Майера рассказывает о жизни трёх поколений, трёх разных эпохах и мировосприятиях. История Америки за 150 лет раскрывается через судьбы главных героев от столкновений с индейцами до борьбы за права женщин. Сначала читателю показывают Илая Маккалоу, чей путь от неокрепшего мальчишки до успешного скотовода, а позже нефтепромышленника, совсем не лёгок. Илай даже осваивается в индейском племени и упорно добивается своих целей.
«Если люди привыкают получать деньги просто так, если они работают только под настроение, они начинают пренебрежительно относиться к самой идее работы».
Дальше повествование разворачивается уже от лица Питера Маккалоу, который оказывается на войне с мексиканцами. Смерть, грабежи, насилие и постоянный страх преследуют его всё время. Он воюет не за кровь, а за свободу, свои принципы, своих близких.
«Разница между трусом и храбрецом очень проста. Всё дело в любви. Трус любит только себя».
Завершает сагу история начинающего политика Дженни Маккалоу, смелой девушки в мире угрюмых пиджаков. Дженни ведёт борьбу с дискриминацией представителей «слабого пола», учится справляться с нескончаемыми дурными слухами и финансовыми проблемами.
«— Расскажи, почему тебя прозвали Жуткой Лентяйкой.
— Потому что я выполняю работу всего за десятерых мужчин, а не за пятьдесят».
#современнаязарубежнаяпроза #подборки