Семейные саги рассказывают о повседневном быте, но при этом раскрывают многогранные и сложные отношения между близкими людьми. Истории переплетения судеб цепляют совершенно разных людей, заставляют их перечитывать большие тексты и углубляться в повествование снова и снова. О самых интересных семейных сагах последнего пятилетия — в подборке Ульяны Гончаренко.
Энн Пэтчэтт. «Голландский дом». Пер. С. Кумыш. «Синдбад». 2021
![](https://static.tildacdn.com/tild3134-3463-4237-a164-323338303265/Enn_Petchett__Gollan.jpeg)
Энн Пэтчетт пишет легко и просто о сложных отношениях между людьми. Главные персонажи «Голландского дома» — Мейв и Дэнни, дети, оставшееся без материнской любви, без отцовской защиты, но с ненавистью мачехи. Мейв, смелая девушка, не боится брать на себя ответственность, даже если её груз слишком тяжёл. Девушка старается сделать жизнь младшего брата лучше, забывая о своей боли. В результате Дэнни воспринимает Мейв скорее как мать, а не как сестру. Оставшийся без матери в совсем раннем возрасте, тот постоянно ищет ответ на вопрос: «почему так со мной случилось?».
«Мы делали вид, что потеряли дом — ни мать, ни отца. Мы делали вид, что то, что нам принадлежало, отнял человек, живущий внутри»
Важную роль в книге играет образ Дома, атмосфера которого больше напоминает музей, чем семейный очаг.
«Мне казалось, что дом — огромная раковина, которую я обречён таскать на себе всю жизнь.» — размышляет один из героев.
Хелен Кляйн Росс. «Опоздавшие». Пер. А. Сафронов. «Фантом Пресс». 2020
![](https://static.tildacdn.com/tild3230-6233-4938-b630-616663333364/6107947771.jpg)
Неспешное повествование о жизни четырёх поколений одной семьи. Герои готовы к лишениям, риску, верят в лучшее будущее, но каждый как будто опаздывает к своему счастью. Главная героиня — ирландка Брайди, которую жажда лучшей жизни притягивает магнитом на корабль. Там Брайди влюбляется в Тома, чья трагедия будет терзать её до конца дней. И всё же Брайди продолжит двигаться дальше, пожирая саму себя, однако борясь с собственными страхами.
«Но вот теперь он познал, что отвага — нечто большее, чем бодрый оптимизм в отсутствие страха».
«Опоздавшие» — это запоминающиеся персонажи, приятный язык, трагичная история, показывающая, что выбор порой даётся тяжело, а его последствия всегда остаются с тобой.
Крис Уитакер. «Мы начинаем в конце». Пер. Ю. Фокин. «Эксмо». Inspiria. 2021
![](https://static.tildacdn.com/tild3865-3562-4063-a334-303666353533/Kris_Uitaker__My_nac.jpg)
В семейной саге Криса Уитакера всё начинается вполне естественно для произведения американского автора: девяностые годы, маленький городок в США, семья с двумя детьми, девочкой-подростком и её младшим братом. Но идиллия оборачивается трагедией, когда мама погибает из-за своей беспутности. Теперь тринадцатилетняя Дачесс остаётся с Робином и дедушкой. Несмотря на юношеский максимализм, она на протяжении всей книги учится справляться с бедностью, травлей одноклассниками и тяжестью взрослых забот. Подросток встаёт против правил, норм морали, матери, сверстников, но где-то внутри у читателя остаётся надежда на то, что всё образуется.
«Я Дачесс. И я вне закона!» — восклицает героиня.
Уитакер тонко изображает болезненные переживания, прибегая к лаконичному стилю, не лишённому при этом словесной игры. В итоге перед нами тонкая социальная драма, отчасти похожая на детектив, что особенно завораживает.
Элин Хильдебранд. «Лето 1969». «МИФ». 2022
![](https://static.tildacdn.com/tild3539-3362-4231-a261-363239653661/Elin_Hilderbrand__Le.jpg)
Старшая из сестёр Блэр променяла карьеру на семью, поэтому уход мужа становится для неё трагедией. Средняя сестра Кирби пытается начать жизнь заново, переехав подальше от родного дома. Их брат воюет в Вьетнаме простым пехотинцем, и выдерживать все беспокойства матери и бабушки по поводу юноши приходится младшей сестре Джесси. Оставшись в почти пустом доме, Джесси только начинает свой путь в большой мир, полный опасностей. Книгу «Лето 1969» можно считать «летней» семейной сагой. Её автор Элин Хильдебранд сумела прекрасно передать атмосферу жаркого дня, полного приключений, любви и радости от простых мелочей. Спокойный темп повествования царит на протяжении всей книги.
Филипп Майер. «Сын». Пер. М. Александрова. «Фантом Пресс». 2016
![](https://static.tildacdn.com/tild3562-6431-4133-b764-636436393236/Filipp_Majer__Syn.jpeg)
Роман Филиппа Майера рассказывает о жизни трёх поколений, трёх разных эпохах и мировосприятиях. История Америки за 150 лет раскрывается через судьбы главных героев от столкновений с индейцами до борьбы за права женщин. Сначала читателю показывают Илая Маккалоу, чей путь от неокрепшего мальчишки до успешного скотовода, а позже нефтепромышленника, совсем не лёгок. Илай даже осваивается в индейском племени и упорно добивается своих целей.
«Если люди привыкают получать деньги просто так, если они работают только под настроение, они начинают пренебрежительно относиться к самой идее работы».
Дальше повествование разворачивается уже от лица Питера Маккалоу, который оказывается на войне с мексиканцами. Смерть, грабежи, насилие и постоянный страх преследуют его всё время. Он воюет не за кровь, а за свободу, свои принципы, своих близких.
«Разница между трусом и храбрецом очень проста. Всё дело в любви. Трус любит только себя».
Завершает сагу история начинающего политика Дженни Маккалоу, смелой девушки в мире угрюмых пиджаков. Дженни ведёт борьбу с дискриминацией представителей «слабого пола», учится справляться с нескончаемыми дурными слухами и финансовыми проблемами.
«— Расскажи, почему тебя прозвали Жуткой Лентяйкой.
— Потому что я выполняю работу всего за десятерых мужчин, а не за пятьдесят».
#современнаязарубежнаяпроза #подборки