Публикации
Подборки

Истории о деструктивных отношениях: три текста главной троицы русских классиков второй половины XIX века

Тургенев, Достоевский и Толстой — три русских классика, которые часто описывали в своих книгах нездоровую любовь. В конце концов, о здоровой любви писать не так интересно, ведь, как мы знаем из Анны Карениной, все счастливые семьи счастливы одинаково, хотя и это спорно. Но в трёх историях из этой мини-подборки токсичные отношения выходят на первый план и показаны особенно ярко.

Иван Тургенев. Вешние воды.

Эта история знаменитого автора «Отцов и детей» рассказывает о двух возлюбленных — Дмитрии и Джемме. У них светлые и бескорыстные отношения, почти как в сказке. И вроде бы ничего не предвещает беды, пока на горизонте не появляется новая героиня — Марья Полозова. Будучи красивой и харизматичной женщиной, она легко соблазняет Дмитрия. Для неё отношения с Дмитрием — игра, Марье нравится испытывать власть и влюблять в себя мужчин. Она не способна чувствовать так же, как другие люди, и в некотором роде завидует им, а потому пытается отобрать их счастье. Полозова не стала бы заигрывать с Дмитрием, не зная, что скоро он должен жениться по любви. Ей хотелось разрушить его брак, потому что сама по себе она глубоко несчастна из-за безэмоциональности. Поведение Полозовой характерно для нарцисса или социопата — отношения с таким человеком никогда нельзя называть «здоровыми».

Лев Толстой. Крейцерова Соната.

Софья Андреевна, жена Толстого, долго добивалась разрешения на печать повести «Крейцерова соната» у самого императора. Текст даже переписывали от руки и перепродавали, что сделало его ещё более обсуждаемым. Но что в повести было такого запретного?

Главный герой Василий Позднышев вёл распутную жизнь — весёлые кутежи да романы — пока, наконец, не решил остепениться и создать семью. Сохранить чувства в браке у него не вышло, к жене Позднышев быстро остыл, воспитанием детей не занимался. Супруга тоже была безразлична к детям и мужу. Спустя восемь лет брака Позднышев увидел жену, играющую на фортепьяно рядом с другим мужчиной, и пришёл в бешенство от ревности, что трагически закончилось и для него, и для жены. В браке Позднышев обесценивал жену, обвинял её в том, что с появлением детей она стала меньше уделять ему внимания. На самом деле он скучал по своему прошлому разгульному образу жизни, где было много женщин, азарта и выпивки. Дикая ревность Позднышева фактически была проекцией его собственного желания измены.

Фёдор Достоевский. Кроткая.

У повести «Кроткая», как и у некоторых других текстов Фёдора Михайловича, есть реальная основа — таинственная смерть дочери Герцена и молодой швеи Марьи Борисовой.

Рассказчик, богатый ростовщик, приезжает в деревню и знакомится с Кроткой — девушкой, которая мучается в одиночестве и бедности. После замужества Кроткая не становится счастливее. Муж ведёт себя строго и сухо, вымещая на ней все обиды и неудачи. Он признаётся, что его «всегда и везде не любили». В браке с Кроткой он желает показать своё могущество. Рассказчик — классический пример абьюзера, домашнего тирана, который хочет психологически опустошить свою жертву. Ростовщик был не слишком успешен в жизни, люди на ним подшучивали и не воспринимали всерьёз, поэтому он, как сам признаётся, решил отомстить обществу и выбрал себе жертву — ему нравилось ощущать власть над Кроткой. Он пытался сформировать в ней другую личность, ещё не зная о печальных последствиях своих же поступков. Окончательным ударом для Кроткой парадоксально оказывается резкое осознание мужем любви к ней, когда, боясь её потерять, рассказчик становится тёплым и нежным.
#классика #подборки #вопросыпсихологии