Грандиозная история маленького человека: в чём особенность «Шинели» Сургутского музыкально-драматического театра
2 октября 2022 года в культурно-театральном центре «Югра-Классик» города Ханты-Мансийска прошёл спектакль Сургутского музыкально-драматического театра «Шинель». Режиссёр Юлий Уткин переосмыслил знаменитую повесть Николая Гоголя и создал из неё оригинальную драму в одном действии.
И само произведение, и спектакль иллюстрируют образ «маленького» человека, но в прочтении автора и режиссёрской постановке он показан по-разному. В центре внимания классика было положение Акакия Акакиевича в обществе, отношение к себе, поведение и привычки. Режиссёра же больше волнуют психологические, а не социальные аспекты: немощность, бездействие, невластность над собой и своими решениями.
В пространстве сцены звучат два голоса, постоянно твердящие, что герою делать и как. Вдобавок они отражают его мысли. Это необычные особы, незаметно сосуществующие вместе с героем. Они непрерывно что-то говорят, озвучивая и комментируя каждый его шаг. Сам герой безликий, безголосый. В нём нет характера, он — просто тело, масса. В течение постановки он находится как будто в прострации, между небом и землёй.
Всего в спектакле четыре действующих лица: Генерал, Акакий Акакиевич и Обстоятельства в лице двух актрис. Бытовые сцены тут отсутствуют, всё показано через пластику, условность, метафоричность. Например, сама шинель — нарисованная краской на теле вещь, олицетворяющая выражение «вторая кожа». В произведении она описывалась похожим образом: «шинель сидела, как влитая...».
В спектакле сломана «четвёртая стена», присутствует разговор со зрительным залом. Обстоятельства, которые выполняют функцию внутреннего голоса главного героя, транслируют его действия в зал. Спецэффекты в свою очередь тоже добавляют определённый кураж: дым-машина, свет, живое музыкальное сопровождение.
В целом действие поражает хореографией и невероятной партнёрской работой. Бросается в глаза полное доверие актеров друг другу, к примеру, в акробатических элементах во время сцены танца. Уникальный колорит придаёт происходящему и музыкальное сопровождение — актёры периодически играют на рояле.
Полный контроль своего тела, мелодичность, сильные голосовые данные актёров, искренние и правдоподобные реплики — всё это делает спектакль красивой и страшной картиной распада личности. При этом за счёт условности декораций и костюмов действие получилось неназидательным, притчеобразным — зритель может сделать свои выводы, вынести из спектакля свою мораль.