Если у вас ни разу не спрашивали паспорт в книжном магазине, задумайтесь — точно ли вы заядлый читатель? Вопрос шуточный, а проблема насущная. Закон о возрастных ограничениях в литературе обсуждается не первый год: эксперты, издатели и писатели дают интервью, делятся размышлениями в социальных сетях, объясняя свою позицию. В этой статье мы обратимся за мнением тех, кто оказывается перед книжными полками и принимает решение за себя или своих детей. Подростки, в том числе участники редакции, а также их родители и учителя расскажут, что думают о маркировках (орфография и пунктуация ответов сохранена).
Что вы ожидаете прочитать в книгах с маркировкой «18+»?
Родители порой приходят в недоумение, посещая книжный магазин. Ребенок хватает какую-то книгу, показывает и просит купить. Но в глаза взрослому бросается жирная надпись: 18+. С одной стороны, описание интересное и ребенку нравится, а с другой — потенциально сложные и вредные для его психики темы. Вердикт родителей бывает разный, в том числе и: «Не дорос! Жди совершеннолетия!». До чего именно не дорос подросток, рассуждают наши респонденты:«В таких книгах может быть некий материал, связанный с идеологическими аспектами, не очень понятными для подрастающего поколения, которое еще не всегда правильно разбирается в той или иной идеологической направленности. Я считаю, что перед тем, как давать эти книги подросткам, должны проводиться работы, с помощью нацеленных на это учебных программ, давать характеристику. <...>Для того, чтобы у подростков после прочтения не было тумана в голове и была правильно воспринята информация» (Анна, учитель истории, возраст не указан).
«Проблема в том, что любую книгу о половом воспитании/секс-просвете обозначают „18+“, потому что детям такое нельзя. Однако такие книги задумываются авторами на людей несколько младше восемнадцати, ведь на то он и секс-просвет» (анонимный ЛИФТер, 16 лет).
«В большинстве случаев маркировку „18+“ ставят при упоминании ЛГБТ-персонажей» (София, 14 лет, ЛИФТёр).
«Присутствие морального и физического насилия, либо же книга просто слишком серьёзная для юных умов» (Хамис, 16 лет, ЛИФТер).
По итогам опроса наиболее ожидаемыми критериями ограничений стали детализированное насилие и постельные сцены. Реже писали о нецензурной лексике и пропаганде наркотиков. Младшее поколение также связывало маркировку с упоминанием нетрадиционных отношений. Реальные же причины для маркировок несколько шире — с ними можно ознакомиться, например, перейдя по этой ссылке (Статья 5).
Часть опрашиваемых говорила о «темах, приносящих вред подростковой психике», но не все могли объяснить, что имеется в виду, также в большинстве ответов респонденты вспоминали только один или два критерия. Похоже, ожидания от книги с пометкой «18+» часто складываются интуитивно, без четкого представления о всех запретных темах, которые встречаются в подобной литературе.
Стоит ли смотреть на маркировки и ограничивать/контролировать подростков в чтении «взрослых» книг? Почему?
Мало у кого возникают сомнения, запрещать ли взрослые книги детям младше четырнадцати лет. Общество в целом выступает за ограждение ребенка от внешних проблем, чтобы тот мог развиваться постепенно и наслаждаться детством. Но, по правде говоря, и детей не всегда получается защитить от реального мира, что же тогда говорить о подростках? В случае с последними насильные ограничения не работают. Окружающие события, социальные сети, новости, дискуссии со сверстниками, споры с родителями и учителями — назад в детство не хочется, ко взрослым не пускают, вот и стоишь с табличкой «трудный подросток». А тут еще темы какие-то запретные в книгах, хотя что там такого, вроде про маньяков в новостях уже смотрел, а как род продолжать — одноклассники растолковали... Глупость, формальность или здравый смысл? «Нужно ли обращать внимание на маркировки или нет?», — отвечают участники редакции и другие читающие подростки.«Нужно, но не воспринимать это как единственный критерий для выбора книги! К примеру, мне бы не очень хотелось читать книги 18+, где присутствует секс, но книги 18+, где есть, там, насилие, для меня подходят. Не стоит ограничивать подростков в плане чтения, потому что каждый сам знает, что ему нужно, а что — нет» (Евгений, ЛИФТёр, 16 лет).
«Зависит от самого подростка. Ведь подросток и в пятнадцать лет уже может дорасти до литературы 18+, спокойно читать ее и понимать. А может быть, что человек и в тридцать лет еще не понимает и ему достаточно тяжело читать такую литературу» (Мария, 15 лет).
«Обращать внимание нужно, но не отсекать сразу все, что не подходит по возрасту. Критерии у маркировок довольно странные и мало что говорят о содержании книги. Это формальность» (анонимный ЛИФТер,16 лет).
Мнения у ребят разделились на две категории — те, кто скептически относятся к ограничениям:
«Нет (ограничения не нужны), потому что человек в этом возрасте уже сформировал свои позиции и предпочтения в сфере политики/морали/отношений, а значит, запрет подобной литературы никак не изменит его» (аноним, 17 лет).
«Сцены с чувствами не причинят вреда. Я не читаю про убийства, именно поэтому мне не так важны ограничения» (Алина, 15 лет, ЛИФТер).
«Иногда эта маркировка никакого смысла не имеет. Тем более, подростков ничем не удивить» (Инесса, 16 лет, ЛИФТер).
«Нет, потому что человек вправе сам решать, дорос он до определенного набора букв на бумаге или нет» (аноним, 20 лет).
И те, кто положительно отзываются о контроле литературы:
«Да (запрет нужен), для поддержания психики» (аноним, 16 лет).
«Думаю да, есть книги, которые могут сломать психику или вызвать фобии» (аноним, 16 лет).
«В какой-то степени их стоит учитывать, если подросток знает, о чем читать не хочет или не любит, чтобы оградить себя от ненужной информации» (анонимный ЛИФТер, 18 лет).
«Нужно, если ребенок легко травмируется описаниями жестокости, подвержен влиянию персонажей, употребляющих наркотики/алкоголь/курящих» (аноним, 17 лет).
Сколько людей, столько и мнений. Для сравнения интересно послушать старших — в силу возраста и большего опыта их позиция зачастую может не совпадать с позицией ребят.
«Конечно стоит ограничивать. Для их психологического здоровья. В таком возрасте не всё может восприниматься как надо, без каких-либо последствий. И я за то, чтобы и другие мамы и папы интересовались о том, что читает их чадо» (Анна, учитель истории, возраст не указан).
«Всему свое время» (Елена, 41 год).
«Да (нужно ограничивать), такие книги могут травмировать психику ребенка» (Татьяна, 38 лет, учитель географии).
«Да. В определенном возрасте подростку не нужна лишняя информация, после 18 — да, пожалуйста» (Елена, учитель английского языка, возраст не указан).
Тем не менее, не стоит сразу думать, что взгляды взрослых и подростков должны по умолчанию конфликтовать. В опросе встретились и другие позиции:
«Зависит от сюжета книги» (Анна, 45 лет, учитель начальных классов).
«Люди, читающие книги, не нуждаются в ограничивающей опеке. А лучший вариант для ребенка — доступ к абсолютно любой книге, какую ему только захочется прочесть. Задача взрослых состоит в том, чтобы ребенок читал литературу, которая соответствует его развитию. А дети развиваются по-разному, это нужно учитывать» (Юлия, учитель русского языка и литературы, возраст не указан).
«Книги для подростков родители должны прочесть сами, а уже потом предложить ребенку. В моей семье интересные книги читали вслух. Поэтому мне привили вкус к литературе и не было необходимости ограничивать» (анонимный учитель русского и литературы, 61 год).
«Если это не бульварное чтиво, а стоящая книга, то не стоит запрещать» (анонимный учитель английского языка, 50 лет).
Отдельной темой для обсуждения стала эффективность запретов. Ведь если хочешь что-то прорекламировать — запрети покупать. Не становятся ли маркировки чем-то вроде «красной тряпки» для быка? Отвечают респонденты разных возрастов:
«Маркировка — толчок кидаться на запретные сладости, но они иногда и предохраняют... начитанным, опытным и думающим маркировки уже не нужны, они сами смогут отсортировать и не впитывать всё подряд» (аноним, 16 лет, ЛИФТер).
«Лучше не ограничивать, читать подростки всё равно будут, но так взрослые хотя бы будут знать об этом» (Лика, 18 лет).
«Да (стоит ограничивать), но найти подход, под запрет ставить — не вариант» (Андрей, 41 год).
«Желательно (ограничивать), но если введем табу, то получим обратную реакцию, а возможно и вызовем нездоровый интерес» (анонимный учитель биологии, 41 год).
«Слово „контролировать“ не подходит. Рекомендовать, интересоваться выбором, обсуждать стоит всегда. Запрещать, скрывать какую-то литературу — нет» (анонимный учитель русского и литературы, 61 год).
«Сложный вопрос, так как любые ограничения ведут к нарушениям но подобные книги должны быть маркированы» (анонимный учитель английского, 39 лет).
«Контролируя и ограничивая читательские запросы молодёжи, не препятствуем ли мы их интеллектуальному развитию?» (Юлия, учитель русского языка, возраст не указан).
Как показал опрос, не стоит всегда разделять взрослых и подростков на два враждующих лагеря. Среди респондентов всех возрастных категорий находились не только те, кто выступал за ограничения, но и те, кто против. Так, например, учителя русского скептически или даже негативно относились к контролю книжных предпочтений. А некоторые подростки, наоборот, поддерживали ограничения, аргументируя свою позицию тем, что «взрослая» литература может навредить психике. Результатом нашего небольшого исследования стали шестьдесят мнений, в которых нашлись как сходства, так и различия.
Напоследок
Столкновения взглядов, особенно между поколениями, неизбежны и хорошо знакомы многим из нас. К сожалению, не всегда они рождают истину: чаще кажется, что они только настраивают людей друг против друга. Мнения, собранные в этой статье, стали следствием внутренних размышлений, а не ярых споров. Взгляды респондентов можно не принимать, но стоит услышать. Ведь всем хочется быть услышанными вне зависимости от возраста и профессии. Под конец, мы бы хотели оставить в статье и свой комментарий, а выводы каждый сделает самостоятельно: «слушайте друг друга и выбирайте книги вместе».#современная русская проза #современная зарубежная проза #репортажи #диалог поколений