«ТОМ» в Томске: как прошёл новый фестиваль искусства и чтения
«ТОМ» проводится в Томске уже второй год, но в прошлом году его организовывали на базе Томского государственного университета под названием «Книжная дюжина. Лирика и физика», и только теперь он обрёл своё новое, внушительное имя. Насколько оно соответствовало содержанию и чем фестиваль особенно запомнился? Впечатлениями делится Карина Бакижанова.
Даты проведения фестиваля в этот раз выпали на пятницу-воскресенье, 8-10 сентября, поэтому его смогло посетить огромное количество людей. Программа, созданная Сибирским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина, воплотилась в жизнь, как и в прошлом году, на территории Томского государственного университета.
Выглядело это так: по всей роще ТГУ сделали площадки. И в Танцевальном зале Центра культуры, и в Институте образования, и в Лекционном холле Научной библиотеки, и в других местах. На каждой площадке были отдельные события, посвящённые темам культуры и чтения. Менялась программа в том числе в зависимости от дня фестиваля. Так, например, первый день был более дискуссионным. Из актуальных тем там поднимался вопрос о современном искусстве в фестивальном формате и о том, зачем развивать региональную культуру. Второй день был посвящён скорее мастер-классам и лекциям. Особенно запоминающимся стало выступление Ольги Николаевны Мяэотс, переводчицы и специалиста по детской книге и книжной иллюстрации. «Как и зачем читать картинки: актуальные тенденции в современной книжной иллюстрации» — так звучало название лекции. На ней был дан ответ на интересующий всех любителей графических историй вопрос о том, должна ли хорошая литература быть обязательно полезной или серьёзной. И в общей сложности ответ Ольги Николаевны получился такой:
Книга может в принципе ничему не учить, она может просто приносить удовольствие, даже вызывать негодование.
Сначала зал, где выступала Ольга Мяэотс, казался пустоват, но к концу лекции слушателей стало значительно больше, и вполне возможно, что из-за трудного расположения павильона не все сразу нашли его. В среднем все лекции длились не 45 минут, но один час, поэтому времени на объяснение хватало, информация воспринималась легко, и в то же время в голове периодически появлялись вопросы, которые, к счастью, можно было задать в конце. Кроме того, помимо разбора стандартных вопросов, слушателям давался шанс сразу воспользоваться полученными знаниями на практике. Вместе с Ольгой Николаевной они прочитали книжку-картинку на португальском языке, что было сделано специально для того, чтобы сфокусировать читательский взгляд на визуальной составляющей.
Также на протяжении трёх дней работала книжная ярмарка, расположенная у самого входа в ТГУ. Там продавались проекты таких ведущих российских издательств и музеев, как Ad Marginem, «Арка», «КомпасГид», «Новое литературное обозрение», «Самокат», Пушкинский музей, Третьяковская галерея. Вход на ярмарку был свободный, поэтому выбрать и приобрести книги могли все желающие. Но главное преимущество заключалось в том, что книги продавались по издательским ценам, значительно дешевле, чем в обычных магазинах.
Последний, третий день фестиваля, был во многом посвящён всему сразу: дискуссиям, паблик-токам, презентациям книг и проектов. С учётом того, что в «ТОМе» большую роль играл региональный компонент, важным элементом программы стала презентация путеводителей «Томск Шишкова» и «Воскресенская гора», где спикером выступила Елена Фаткулина — главный редактор «Томского обзора». Как такового оформленного закрытия не было, но в общей сложности все площадки закончили работу около 19:00 по местному времени.