Публикации
Наблюдения

История детской литературы XIX века: вебинар Александры Баженовой-Сорокиной в «ЛИФТе»

«ЛИФТ» — не просто сайт, но и образовательный проект. Периодически авторы нашего журнала встречаются со специалистами в той или иной области современной культуры. На прошлой неделе филолог и преподавательница Александра Баженова-Сорокина специально для нас прочитала онлайн-лекцию об истории детской литературы.
Встреча началась с вопроса — что такое ребёнок и детство? И уже здесь можно было услышать кое-что новое. Раньше понятия «детство» и «ребёнок» имели другое значение. До семнадцатого века ребёнок считался просто маленьким человеком, его недоразвитым прототипом, за которым надо ухаживать до момента, пока он не сможет работать и участвовать в общественной жизни. Воспитание детей аристократов сильно отличалось от воспитания крестьянских детей, а девочек и мальчиков учили совершенно разным вещам.

Всё начало меняться в восемнадцатом веке, когда люди стали массово переезжать из сельской местности в города. Произошла переоценка роли ребёнка в жизни общества. Философы Просвещения, Джон Локк и Жан-Жак Руссо выдвигали идеи о воспитании, которые сильно повлияли на возникновение современного представления о детстве. Вот некоторые их тезисы:

— Детям из бедных семей тоже нужны школы, а дети рабов достойны социальной жизни
— Необходимо воспитывать свободных детей, которые умеют принимать осознанные решения
— Детство представляет собой отдельный мир, а ребёнок — это непорочный человек, чистый лист бумаги, взгляды на жизнь которого тоже интересны.

В эпоху Просвещения стали выпускать большое количество дидактической, то есть поучительной литературы. В ней было довольно много манипулятивных, морализаторских приёмов. В таких книгах, как «Дивные приключения злого Феди» Генриха Гофмана, можно было встретить иллюстрации, где детям жестоко отрывали части тела за непослушание. Сейчас бы сказали, что подобные сюжеты «травмируют неокрепшую психику».
Александра Баженова-Сорокина говорила и о сказках как особом жанре. В восемнадцатом веке стали появляться детские сказки про фей; до этого феи были вредителями, которые возникали в произведениях для взрослых. Активно начали писать Шарль Перро, Братья Гримм. Они опрашивали женщин, которые рассказывали сказки детям, например, нянь, и на основе устных историй создавали письменные тексты.

К тому же, в это время в литературе появляются главные героини, а не только главные герои. Среди протагонистов-девочек — Дюймовочка, Русалочка, Герда, Хайди и Венди. Дают о себе знать и первые женщины-писательницы, сочинявшие для детей — например, Беатрис Поттер и Луиза Мэй Олкотт.
В конце вебинара Александра ответила на вопросы слушателей, в том числе о том, были ли дети в девятнадцатом веке более восприимчивы к устному творчеству, чем к письменному.
Хороший вопрос, но сложный, потому что у нас нет никакой настоящей статистики девятнадцатого века. Если мы будем основываться на воспоминаниях Пушкина или Гоголя, то да. Я думаю, что изменения в восприятии устных и письменных историй, конечно же, произошли. Сейчас уже можно сравнивать с двадцатым веком, потому что там сохранилась статистика и цифры.
Авторы ЛИФТа часто пишут о современной детской литературе. Но, чтобы этим заниматься на должном уровне, важно знать, как отрасль появилась, как развивалась, какой была раньше. Впереди нас ждёт второй вебинар Александры Баженовой-Сорокиной, из которого мы узнаем уже о детской литературе двадцатого века.
#классика #литературадлядетей #образование