Публикации
2023-03-08 09:29 Наблюдения

«Сто дней после детства»: классика кино о взрослении

Последнее лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно одарило его дружбой с удивительным человеком, который открыл подростку смысл и величие искусства. А главное — Митя узнал радость и горечь первой любви. О редком, по-настоящему лиричном фильме для подростков вспоминает Александра Науменко.
Фильм снят в 1975 году на киноплёнку. На момент съёмок было только плёночное кино, а сейчас мы, привыкшие к цифровым камерам, ассоциируем плёнку с ретро и с чем-то документальным. Так что плёнка придаёт фильму особую атмосферу архивной хроники.

Митя Лопухин, один из главных героев — подросток четырнадцати лет, который находится в детском пионерском лагере на территории дворянской усадьбы вместе со своими сверстниками. Он хочет казаться старше, мудрее, опытнее на фоне остальных ребят. Сергей — неопытный вожатый, первый год работающий с детьми, даёт ребятам ценные жизненные уроки, ведёт с ними беседы о понимании мира, искусства, природы и чувств.

Озеро. Жара. Солнечный удар. Ерголина. С этого начинается осознание своего внутреннего мира у Мити Лопухина. Вдохновившись образом из Лермонтова, Митя старается скопировать Печорина для привлечения внимания Лены Ерголиной. Но выходит это неумело, и вместо романтического интереса со стороны Лены Митя получает прозвище «мизантроп». И вскоре осознаёт, что с образом промахнулся.
Основной конфликт завязывается на противоположных характерах Мити Лопухина и Глеба Лунёва. Оба мальчика влюблены в Лену. Сама же Лена занимает нейтральную позицию по отношению к ним обоим.

Помимо возлюбленной и врага, у Мити есть лучший друг — Саша Лебедев, который не раз выручал Митю в попытках понравиться Лене. В финале, благодаря Соне Загремухиной, девочке, которая на протяжении киноповествования была безответно влюблена в главного героя, Митя понимает, что надо всё-таки наслаждаться оставшимися моментами детства и не спешить становиться взрослым.

Фильм поделён на эпизодические сцены. В каждом эпизоде есть свои микротемы, составляющие общую картину: «Белый камень. Июнь», «Солнечный удар», «Мизантроп».

За счёт игры актёров-подростков фильм кажется лёгким и непринуждённым — незамысловатые движения, взгляды, улыбки. Всё это придаёт происходящему на экране реалистичности. Неуверенные, путанные диалоги и сухость эмоций показывают неопытность героев в жизни, в любви и самовыражении. Летний же фон добавляет тёплую, ненавязчивую атмосферу.

Музыкальное сопровождение тоже в свою очередь придаёт некий колорит. Переход от одной мизансцены к другой, усиление ключевых моментов — всё сопровождается не песнями или отдельными аккордами, а лиричными мелодиями, приятными на слух.
#кино #рецензии #классика