Публикации
Наблюдения

«Ходжа Насреддин»: первый кукольный спектакль Тимура Бекмамбетова о любви, свободе и выборе

Среди спектаклей VIII детского театрального фестиваля «Маршак» в Воронеже была постановка Театра Наций «Ходжа Насреддин» — первая работа кинорежиссёра и сценариста Тимура Бекмамбетова в жанре кукольного театра. О ней и о своих впечатлениях от увиденного рассказывает корреспондент «Лифта» Ева Логинова.

Билеты на «Ходжу Насреддина» закончились в течение нескольких часов после старта продаж. Примерно такой же ажиотаж был и в Москве — сейчас там билетов нет на месяц вперёд, спектакль пользуется большой популярностью. Возрастное ограничение — «12+», что не помешало многим родителям прийти с маленькими детьми. С одной стороны, это оправдано — здесь вполне чёткий сюжет, встречаются шутки, от которых юные зрители приходят в восторг, но с другой стороны основная смысловая нагрузка младшим школьникам, вероятнее всего, будет неясна.

Завязка действительно незамысловатая: Ходжа Насреддин, фольклорный персонаж исламского востока, сказочный обманщик и плут, покупает Ишака, который всю жизнь работал на торговца и таскал мешки с зерном. Однако вскоре история начинает напоминать притчу о Буридановой ослице. Ходжа предлагает Ишаку пойти своей дорогой не подчиняться ему, но осёл, получив свободу, быстро понимает, что самостоятельный выбор жизненного пути его угнетает, и осознанно решает остаться под началом Ходжи. Сюжетную линию о свободе, любви и выборе можно трактовать по-разному, но одно ясно точно — после просмотра надолго остаётся немало мыслей по поводу спектакля.


Периодические отсылки к современной массовой культуре вызывают смех у всего зала, не ожидаешь услышать из уст фольклорного персонажа: «С любимыми не расставайтесь!». Подобные фразы виртуозно вписаны в диалоги и не перегружают их.

Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей!
— Это кто так сказал?
— Пока ещё никто.

Отдельно стоит отметить визуальную часть спектакля — реалистичные серые куклы, которыми так искусно управляют, что порой кажется, будто перед тобой актёры. Минималистичные декорации, где преобладают тёмные тона и ворсистые ткани, предстают перед зрителем на узкой сцене, напоминающей киноленту. Стога сена, арбузные корки, метафора постоянных странствий Ходжи — по кругу движущийся подиум.


Персонажей в «Ходже» озвучивают известные артисты, среди которых Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов. Здесь мнения разделились, кто-то считает, что в таком случае проще сходить на снятый спектакль, который сейчас показывают в воронежских кинотеатрах. Для других же записанная озвучка становится большим плюсом, ведь каждая интонация работает в зрительном зале лучше, чем в записи.

Но главное, что «Ходжа Насреддин» — философская сказка, которая помогает заглянуть в себя, замедлиться, вспомнить о простом и важном. После просмотра возникают два риторических вопроса: «Существует ли свобода на самом деле?», «Можно ли сделать свободного человека рабом?». «Ходжа» не даёт однозначных ответов, но провоцирует зрителей искать их. Причём речь идёт о Ходже не только как о спектакле, но и как о персонаже — уходя в загробный мир, он оставляет Коран и говорит Ишаку и зрителям последнее слово. Получается, что свобода — вовсе не подарок, как считает Ишак в начале постановки, а тяжелая ноша, когда за каждое решение нужно нести ответственность:

Какой странный подарок — свобода. Вроде бы тебе его подарили, а у тебя ничего нет.

#рецензии #театр #классика #вопросыпсихологии