Публикации
Наблюдения

Хип-хоп, чудовища и буддизм: как китайское танцевальное шоу делает классическую литературу и философию снова модной

Что первое приходит в голову, когда речь идет о Китае? Торговая площадка AliExpress? Деревянные палочки? О современных китайских танцах известно не так много, хотя сегодня они – главным образом оригинальное шоу, которое глубоко связано с литературой и философией. Подробнее о нем и о его особой роли – в нашем материале.

«Уличные танцы Китая» — программа на крупнейшем веб-портале Поднебесной «Youku», первый сезон которой вышел в 2018 году. Официальная цель «Уличных танцев» — воспитание всесторонне развитых звезд хип-хоп культуры, профессиональный отбор законодателей уличной моды и создание глобального конкурса для выдающихся танцоров. Также создатели передачи ставят перед собой задачу рассказывать истории особым способом, особым языком — языком тела. Шоу постепенно становится интернациональным, в каждом сезоне в нем выделяют общую тему, например — «Любовь, мир и уважение». Чжан Исин, капитан команды «lit dragon», высказывается об этом так: Нынешнее поколение уличных танцоров должно узнавать больше о культуре в танцах, а затем объединять общемировой танец с культурой нашей страны.

С точки зрения философии выступающие в «Уличных танцах Китая» нередко опираются на принцип «Инь и ян». Это концепция, которая повествует о противоположных, но всегда связанных и зависимых друг от друга сущностях. Инь — душа, мягкость, женственность. Ян — твердость, разум, мужественность. Одна сторона может перевешивать, но никогда не побеждает другую полностью. Стоит отметить, что «Инь и ян» не является единственной в мире подобной дуалистической теорией. Например, в Японии существует концепция фэн-шуй. Оба понятия выросли из буддизма, который проник на территорию всей Азии к XV веку.

Принцип «Инь и ян» прослеживается в китайской мифологии, литературе, искусстве и в народной музыке. Двенадцатиступенчатый звукоряд, соответствующий двенадцати месяцам года, состоит из двух «взаимопроникающих звукорядов — инь (минорного) и ян (мажорного). — пишет Татьяна Григорьева в том числе о китайской музыке в книге «Японская художественная традиция». Но если концепция «Инь и ян» сегодня известна во всем мире, то о стиле «гуфэн» знает куда меньше людей.

Стиль танца гуфэн (дословно «древний стиль») — современный взгляд на прошлое, который помогает восстановить популярность классических произведений литературы, фольклора и мифов. Данный стиль проявляется в мелких отсылках к явлениям старины, для него характерно использование народных музыкальных инструментов в песнях и традиционных нарядов. В том числе — упоминания концепции «Инь и ян» на выступлениях.

Чтобы понять, как это работает на практике, можно рассмотреть подробнее один из танцев, поставленных командой Чжан Исина «lit dragon». Их главной темой был как раз «Инь и ян», и музыка для танца начиналась с игры на китайской цитре (гучжэн), после чего плавно сменялась барабанами. Мягкость здесь перерастает в твердость.

команда Чжан Исина, тема: инь и ян, группа Б


Второй танец от «lit dragon» был поставлен по детской сказке Хун Сюньтао «Ма Лян и волшебная кисть». Данное выступление — наглядный пример того, как можно красиво и небанально затронуть сразу три темы: музыку, литературу и боевое искусство. По сюжету мальчик Ма Лян остался без родителей и зарабатывал на жизнь, собирая хворост, хотя на деле мечтал о карьере художника. Однажды к нему пришел старец и наградил за упорный труд волшебной кистью, которая была способна оживлять рисунки.

В танце показано, какие картины создавал главный герой благодаря своей кисточке. Значимый момент — завершение выступления, когда танцоры используют раму, изображая полотно и себя на нем ожившими героями иллюстраций мальчика.

команда Чжан Исина, тема: инь и ян, группа А


Концепция «Инь и ян» в обоих танцах проявляется и через элементы боевых искусств, также популярных в Китае уже долгие века. С помощью ушу и тайцзи демонстрируется элемент ян; спокойные сцены сменяются эпизодами, где для танца характерны твердость и напор. Мы думали, как быть мягкими, но сильными, и объединить инь и ян? Чернильная кисть и лист бумаги очень мягкие. Как заставить кисть и лист бумаги работать вместе? Потребуются сильные внутренние эмоции. Есть горы и реки, небольшой мост над текущим ручьем. Кончик кисти касается бумаги, и получается изображение, которое все видят в конце. Мы высказали то, что хотели, использовали китайский стиль и тайцзи. — рассказывает по этому поводу хореограф Ма Сяо Лун.

Еще два танца могут быть интересны для людей, увлекающихся мифологией. Они посвящены «Книге гор и морей» — трактату о легендарных территориях и обитателях Китая. В первой главе трактата говорится о фениксе Фэнхуан — чудо-птице, которая служит противовесом дракону (мужское начало ян) и олицетворяет женское начало инь. Фэнхуан ассоциируется с огнем, возрождением и новыми возможностями.

Танцоры группы wow wow cool bro ставили перформанс на эту тему во время трудных обстоятельств внутри своей команды. Хореограф Су Лянья рассказывала о выступлении: Всякий раз, желая добиться успеха, мы проходили через ряд невзгод. Вы станете лучше, только пройдя через «огонь и медные трубы». Это очень в тему истории о возрождении феникса в огне.

команда Хан Ляна, «возрождение нирваны»


Другой танец команды lit dragon «Ненасытность» посвящен Таоте, чудовищу, которое часто встречается в орнаментах на бронзовых изделиях династий Шан и Чжоу. Благодаря соединению китайских мифов и собственного сюжета у команды получилось отдельное повествование. Капитан Чжан Исин комментировал «Ненасытность» так: Идея в том, что у детей нет алчных желаний. Они искренне счастливы. Но мы продолжаем расти, растут и наши желания, которые нас и убивают. Таоте поглощает тех, у кого возникают алчные желания.

команда Чжан Исина, «Ненасытность»


В начале танца нас встречают две девочки, которые радуются музыке и двигаются под звучание барабана с погремушками. Чудовище Таоте, чьи глаза видны на фоне, заколдовывает детей, пытаясь проявить в них жадность и скупость. Потом одна из девочек все-таки поддается чарам, а спасается лишь ее спутница. Именно так, исподволь и без нажима «Уличные танцы Китая» заинтересовывают людей в литературе и философии — скучных для многих предметах — через хореографические шоу-соревнования. Ведь современные танцы здесь раскрываются с необычной стороны, в них добавляется новый смысл и особый культурный подтекст, который бросается в глаза и вызывает любопытство.