Публикации
Наблюдения

Краш и шторм: спектакль о любви на фоне взросления

В середине августа в Санкт-Петербурге прошёл фестиваль «Делай нормально!», среди событий которого был спектакль Театрального проекта 27 «Краш в сердцe». Это спектакль о любви, сексе и обо всём, связанном с романтическими чувствами на фоне взросления. Спектакль поставлен на основе почти одноименного комикса Аннетте Херцог «Шторм в сердце. Сердце Шторма». У него есть две версии — для подростков и для взрослых, что кажется вполне логичным, потому что мешать эти группы в контексте темы было бы очень странно. Ева Логинова побывала на спектакле и рассказала о своих впечатлениях.
Сам комикс Аннетте Херцог сделан нетипично — одна половина написана с конца, от лица Шторма (это мальчик, да), а вторая от лица Виолы, и в середине повествования их дорожки сходятся. «Театральный проект 27» очень классно преобразил это в интерактивный спектакль в форме настольной игры.

За столом собрались двенадцать человек и поделились на две команды. Было примечательно, что в воздухе витала дружелюбная атмосфера, несмотря на то, что среди зрителей были подростки совсем разного возраста, от тринадцати до семнадцати лет — одиннадцать дружелюбных ребят и я...

В первые же десять минут спектакля мне наконец удалось узнать ответ на вопрос «Почему КРАШ в сердце, а не ШТОРМ?». Всё потому, что даже имена персонажей нам предложили выбрать самим. Так Шторм превратился в Пьера, а Виола в Катерину. Несмотря на то, что мы непосредственно влияли на ход «игры» — не только на имена персонажей, но и на их внешний вид, действия, решения — сюжет всё равно отошел недалеко от сюжета комикса. То есть, у нас как будто был выбор, но не совсем...
В какой-то момент в голове сам собой всплывает вопрос — это кринж или нет? Для меня и моей подруги ответом стало решительное «нет». Да, в истории были стереотипы о подростках, например, в треке, который написал о возлюбленной герой, встречались такие слова: «как всё бесит, как всё бесит, как всё бесит, как всё бесит, как всё бесит». Да и эмпатии ни один из персонажей лично у меня не вызвал (а моей подруге, правда, Пьер понравился). Героиня-девушка — это самый отчаянный романтик. А парень — застенчивый ботаник. Кажется, что образы персонажей утрированы до максимума, но, несмотря на это, местами в них удаётся разглядеть себя. И это не кринж. Потому что, например, часть секс-просвета была, на мой взгляд, сделана грамотно. А это сложно, даже знаменитый сериал Sex Education с подобной задачей не очень справился..

После спектакля мы ехали с подругой к метро на самокатах и обсуждали увиденное. Ей было жалко Пьера, а мне не очень, и обсуждение получилось довольно бурным.

Одна из главных особенностей постановки — то, что она одинаково привлекательна и для взрослых, и для подростков. Многим родителям хватит просто слова «спектакль», потому что «культурное просвещение, а не партаки за гаражами бить», а самим подросткам порой достаточно слова «секс», чтобы сразу побежать и посмотреть, что это там такое забавное придумали какие-то взрослые люди.
#театр #репортажи #литературадляподростков #образование