Публикации
Наблюдения

Скорость и самоуважение в новом спектакле по книге Марии Парр «Тоня Глиммердал»

«Тоня Глиммердал», книга известной норвежской писательницы Марии Парр, была поставлена режиссёром Иваном Пачиным в петербургском «Театральном проекте 27». Премьера состоялась 30 октября 2022 года. Девятилетняя Тоня, единственный ребёнок на норвежском хуторе Глиммердал, узнаёт, что у её лучшего друга и крёстного отца, старика Гунвальда, есть дочь, с которой он не виделся тридцать лет. Старые обиды не дают взрослым отпустить прошлое, и только у бесстрашной Тони получается их разрешить.

Особенность спектакля в том, что в нём задействованы всего два актёра — Сергей Быстров в роли Гунвальда, одинокого старика с непростой судьбой, и Евгения Ивашова в роли Тони и всех остальных жителей норвежской деревушки. Но это не та постановка, в которой путём быстрых переодеваний за сценой актёр пытается сыграть несколько ролей и сделать это незаметно. Здесь ведётся честное повествование от лица Тони, которая в мгновение из десятилетней девочки превращается в суматошную медсестру, собственного папу или даже кричащую плюшевую чайку.

Первое, что замечаешь, когда приходишь на спектакль — программки. Вместо обычного буклета они представляют собой набор открыток с цитатами из книги и иллюстрациями Ани Леоновой. Перед началом спектакля зрителям предлагается взять маленькие бинокли, чтобы лучше рассмотреть декорации. Сперва это может показаться странным, но стоит только увидеть миниатюрный мир на сцене — крохотные и искусно сделанные кукольные домики, ели и яркие плакаты — как решение с биноклем сразу оказывается разумным ходом.


Спектакль, как и книга, повествует об отношениях взрослых и детей, о том, как важно быть открытым, разговаривать и слышать. В Тоне сочетаются хулиганство и жажда справедливости, храбрость и смелость иногда плакать и быть «слабой». Спектакль не даёт заскучать: он насыщен диалогами и действием, динамичен. Вдобавок здесь есть место интерактивным элементам. Встречается и экологическая повестка — разгневанная, что её мама далеко от дома, следит в Гренландии за уровнем мирового океана, Тоня обращается к залу: «А вы-то, наверное, кидаете мусор где попало, это всё из-за вас!». Ответные возгласы юных зрителей: «Нет! Мы сортируем мусор!». Ещё Тоня отправляет письмо на почту, передавая его через весь зрительный зал. Если родители-зрители решают сфотографировать ребёнка с письмом и «затормозить скорость доставки», Ивашова-Тоня, не выходя из роли, превращает это в шутку и просит поторопиться, а то «так мы просидим здесь до следующего утра».

Детям часто кажется, что взрослые всегда знают, как правильно, и могут найти ответ на любой вопрос. Когда они взрослеют, выясняется, что это не так. Взрослые проживают жизнь не в сотый раз, они тоже впервые здесь — впервые в роли взрослых, родителей, бабушек и дедушек. Тоня напоминает об этом, а родителям говорит, что иногда и им есть чему поучиться у детей, потому что в жизни последних пока нет места предрассудкам и страху.

Спектакль пропитан по-северному тёплой атмосферой: ugly sweaters, меховые шапки, норвежские фьорды и горячий какао. Есть место и прекрасному юмору, который понятен и детям, и взрослым. Тревога за героиню сменяется всплесками смеха, после которых у зрителей захватывает дух, когда Тоня летит с горы (горизонтально располагается на табуретке), либо громко кричит сквозь летящие в лицо хлопья снега (вентилятор дует на мелко нарезанную бумагу).

Спектакль покидаешь с ощущением, будто бы тебе передалась Тонина любовь к жизни, к жизни, которая вся ещё впереди, независимо от того, сколько тебе лет. Ведь ошибки нужны, чтобы их исправлять, и не бывает ничего непоправимого. «Тоне Глиммердал» удаётся ответить на серьёзные вопросы не только детям, но и взрослым, которым напоминают, насколько много это значит — уважать себя и не терять чувства собственного достоинства.

#театр #рецензии #современнаязарубежнаяпроза #литературадлядетей