Публикации
Наблюдения

Фанфикшн — литература или графомания?

Теоретически сегодня каждый желающий может заниматься искусством. Правда, для занятия музыкой или кинематографом всё же нужно какое-никакое оборудование, а для писательства достаточно телефона. Сейчас пишут художественные тексты не только взрослые, но и подростки. Среди последних особенно популярен фанфикшн. Что это за жанр, какова его роль в наше время и почему он часто вызывает такое недоверие среди взрослых читателей и профессиональных литераторов?

Ещё с XV века писатели продолжали полюбившиеся им истории. Сказка «Ревекка и Ровена» Уильяма Теккерея в определённой степени задумывалась как завершение «Айвенго» Вальтера Скотта, в котором пара героев воссоединилась; Александр Дюма-отец для создания трилогии о мушкетёрах использовал «Мемуары господина д’Артаньяна» Гасьена де Куртиль де Сандра. О Фаусте тоже писал далеко не только Иоганн Вольфганг фон Гёте — этот персонаж имеет несколько предположительных прототипов и является героем множества легенд. В двадцатом столетии термин «фанфикшн» использовался среди любителей научной фантастики, а современное своё значение приобрёл после появления в шестидесятых медиафраншизы Джина Родденберри «Звёздный путь», когда в журнале «Spockanalia» был опубликован первый фанатский текст. В наше время известны книги, которые можно считать фанфиками как таковыми, например, «Кольцо тьмы» Ника Перумова, что показывает Средиземье спустя триста лет после событий «Властелина колец».


Термин фанфикшн (англ. fanfiction) буквально переводится как фанатский вымысел, а конкретные тексты фанатов называют фанфиками. Главное их отличие от обычных рассказов и романов заключается в том, что сюжет здесь не оригинален полностью, а основан на какой-то уже существующей в искусстве вселенной (фандоме). Например, на книге, фильме, сериале, игре или даже реальной музыкальной группе.

Конечно, степень заимствования варьируется: иногда автор строго подходит к изучению информации и стремится максимально соблюдать канон. У слова «канон» много значений, но в данном случае имеются в виду сведения, подтверждённые создателем фандома, будь они обозначены в книге или фильме напрямую или в рамках какого-то интервью с писателем или режиссёром. В иных случаях меняется место действия и обстоятельства, что называется AU (alternative universe — альтернативная вселенная). Например, ау, где персонажи учатся в школе или университете, магическое ау, изменение страны, эпохи происходящего. Иногда берётся только внешность или имена, даже без сохранения оригинального характера персонажей. В тексте может происходить смешение различных элементов двух или более вселенных — для такого случая используется термин «кроссовер».

Существуют и так называемые «ориджиналы», которые необязательно относить к фанфикам, ведь они полностью придуманы автором (не исключено, что не без опоры на какое-то другое известное или не очень произведение, но это и для обычного литературного текста характерно), просто они публикуются на одном пространстве с фанфиками и для той же аудитории.


Сейчас фанаты выкладывают свои работы в различных соцсетях и на сайтах. Основным русскоязычным архивом можно считать «Книгу фанфиков» или же, что более употребимо, «Фикбук». Пользователи «Фикбука» делятся на два основных типа: фикрайтеры (ficwriter) и фикридеры (ficreader), то есть писатели и читатели. Кроме того, есть беты и гаммы (не буквы греческого алфавита, а редакторы). Беты работают с текстом в том, что касается оформления, орфографии и пунктуации, а гаммы берут на себя правку сюжета, смыслового содержания и фактических ошибок.

Существует множество способов категоризации фанфиков: размер, жанр, наличие или отсутствие любовных линий, возрастной рейтинг. Для чего же их пишут? Целей тоже немало, основные — дополнение сюжета и шипперинг. Во время чтения книги кто-то иной раз может думать: «Вот герой А подходит героине Б». Это и есть шипперство — фантазии о романтических отношениях между персонажами. Никто не мешает шипперить и тех, кто даже не пересекался в сюжете. Подобный случай уже относится целиком к фанону — выдумке фанатов. Стоит упомянуть, что любовные линии бывают разные и далеко не всегда соответствуют привычной концепции «принц и принцесса». В фанфиках условной категории «дополнение и развитие сюжета» любовь может не затрагиваться вовсе, здесь важнее другие аспекты. Что, если бы этот персонаж не умер? А если бы герой сделал другой выбор? Если бы антагонист победил?


После краткого экскурса пора бы поставить главный вопрос: почему фанфики не воспринимают всерьёз? Существует множество стереотипов о том, что это низкосортная литература, да и не литература вовсе, что занимаются подобным творчеством только дети, что фикрайтеры пишут много порнографических текстов да и вообще: «Фикбук — помойка». Но и комедию когда-то считали низким жанром, а потом появился Николай Гоголь. Конечно, перечисленные суждения делаются людьми не без оснований, но не стоит обобщать. Рассмотрим стереотипы подробнее:

«Фанфики — не литература». Всегда можно найти примеры, которые трудно охарактеризовать как литературу (а то и вовсе читать). Речь не только о клишированном сюжете и плоских персонажах, а о множестве грамматических и орфографических ошибок. Обычно это видно уже по аннотации. Например, понятно, что с фанфиком на пару страниц и сорока метками явно что-то не так. Некоторые авторы даже банально не ставят пробелы после запятых, а эмоции героев выражают смайликами. Такое пишется либо детьми, которые пока неграмотны, либо «по приколу». Забавно, что находятся и те, кто подобный бред оценивает.

«Занятие для детей». На самом деле писательство не имеет возрастных ограничений. По статистике, большая часть аудитории — женщины, но им может быть как двенадцать, так и тридцать лет. Понятно, что у более взрослого и опытного человека фанфик, предположительно, будет лучше, ведь подросток только учится. Но иной подросток найдёт нужный материал и разберётся в нём. Таким образом, качество работы зависит не от возраста, а от отношения автора к ней.

Наконец, на «Фикбуке» зарегистрировано более трёхсот тысяч пользователей. Каждый здесь пишет то, что что хочет, и на всё есть предупредительные дисклеймеры-теги. При желании можно создать трагическую историю любви молока и кукурузных хлопьев, которая закончится мучительной смертью персонажей, поскольку настало время завтрака. Хотя было бы неплохо, если бы откровенно некачественные фанфики вовсе не допускались к публикации, а тест на грамотность для бет стал бы обязательным и для авторов. Это ведь не наказание, а скорее полезный урок. Никто не принуждает искать себе редактора, но и бесплатной онлайн-проверкой орфографии пользуются и то не все, что печально.

Из-за неопытности начинающих фикрайтеров также имеет место романтизация. Одно дело прописывать милые отношения персонажам (флафф), что радует любителей шипперинга. Другое — романтизировать такие явления, как курение, алкоголь, психические заболевания, жестокость, травмы. Но, если быть до конца честными, то эти проблемы первичны не в фанфиках, а в жизни. Тексты — скорее следствие, они отражают реальность.

Фанфикшн демократичен — не требует ничего кроме свободных сил и времени, а потому хорош как в качестве хобби, для выражения своих эмоций, жизненного опыта, так и в виде этапа на пути профессиональному писательству. Ведь как бывает? Сначала кто-то читает книги, а потом хочет сам создать что-то подобное. Но многим сперва легче написать историю по уже придуманной кем-то вселенной, чем свою. Последнее — тяжёлый труд даже для опытного писателя. Фанфикшн начинающему автору даёт всё: возможность совершенствовать слог, развивать умение прописывать персонажей и заинтересовывать читателя, строить сюжет. Не говоря уже о бесплатной публикации творения и обратной связи. На «Книге Фанфиков» есть даже раздел «Фикбук и всё, что с ним связано», где найдётся множество интересных статей фикрайтерам в помощь.

Неважно, станет в будущем автор писать и издавать собственные книги, или же так и будет изредка возвращаться на сайт с публикацией новой зарисовки по любимой паре из какого-то сериала — главное, чтобы процесс приносил удовольствие автору и читателям. Сегодня уже трудно игнорировать или недооценивать такой огромный пласт культуры, как фанфики. Многие писатели, сценаристы и режиссёры благосклонны к фанфикам, сами их почитывают, ведь хотят знать, что любит аудитория.

Важно помнить, что писательство не только развлечение, но и труд, а вкусы у всех разные. Если работа не нравится кому-то, то это ещё не значит, что она плоха. Порой сухие цифры отметок «нравится» и просмотров могут отражать не ценность работы, а популярность описанной в нём пары. Например, в фандоме манги и аниме «Bungou Stray Dogs» есть известный многим фикрайтер Vincent Verta, на самой популярной работе которого двадцать четыре тысячи с лишним лайков. Несколько его фанфиков я читала с удовольствием, а после наткнулась на автора под именем «мятный ликёр». Работы по тому же фандому, лайков максимум до трёхсот, а сюжеты, слог, то, как переданы персонажи — всё оказалось мне намного ближе, понравилось больше. В своём личном рейтинге второго из приведённых авторов я поставлю выше, но чужие вкусы не осуждаю.

Фанфикшн — это культура, вклад в которую может сделать каждый, в виде короткой зарисовки или полноценного романа. «Фикбук» — место, где можно поделиться любыми своими фантазиями и размышлениями, достаточно лишь соблюдать элементарное уважение к другим пользователям. Не стоит предвзято относиться к такому виду современной непрофессиональной литературы — иногда приятно хотя бы отдохнуть и отвлечься за чтением, допустим, альтернативной истории о персонажах любимого фильма или книги.