Ещё с XV века писатели продолжали полюбившиеся им истории. Сказка «Ревекка и Ровена» Уильяма Теккерея в определённой степени задумывалась как завершение «Айвенго» Вальтера Скотта, в котором пара героев воссоединилась; Александр Дюма-отец для создания трилогии о мушкетёрах использовал «Мемуары господина д’Артаньяна» Гасьена де Куртиль де Сандра. О Фаусте тоже писал далеко не только Иоганн Вольфганг фон Гёте — этот персонаж имеет несколько предположительных прототипов и является героем множества легенд. В двадцатом столетии термин «фанфикшн» использовался среди любителей научной фантастики, а современное своё значение приобрёл после появления в шестидесятых медиафраншизы Джина Родденберри «Звёздный путь», когда в журнале «Spockanalia» был опубликован первый фанатский текст. В наше время известны книги, которые можно считать фанфиками как таковыми, например, «Кольцо тьмы» Ника Перумова, что показывает Средиземье спустя триста лет после событий «Властелина колец».
![](https://static.tildacdn.com/tild3239-3134-4966-a530-323035666636/photo_2022-11-17_05-.jpg)
Термин фанфикшн (англ. fanfiction) буквально переводится как фанатский вымысел, а конкретные тексты фанатов называют фанфиками. Главное их отличие от обычных рассказов и романов заключается в том, что сюжет здесь не оригинален полностью, а основан на какой-то уже существующей в искусстве вселенной (фандоме). Например, на книге, фильме, сериале, игре или даже реальной музыкальной группе.
Конечно, степень заимствования варьируется: иногда автор строго подходит к изучению информации и стремится максимально соблюдать канон. У слова «канон» много значений, но в данном случае имеются в виду сведения, подтверждённые создателем фандома, будь они обозначены в книге или фильме напрямую или в рамках какого-то интервью с писателем или режиссёром. В иных случаях меняется место действия и обстоятельства, что называется AU (alternative universe — альтернативная вселенная). Например, ау, где персонажи учатся в школе или университете, магическое ау, изменение страны, эпохи происходящего. Иногда берётся только внешность или имена, даже без сохранения оригинального характера персонажей. В тексте может происходить смешение различных элементов двух или более вселенных — для такого случая используется термин «кроссовер».
Существуют и так называемые «ориджиналы», которые необязательно относить к фанфикам, ведь они полностью придуманы автором (не исключено, что не без опоры на какое-то другое известное или не очень произведение, но это и для обычного литературного текста характерно), просто они публикуются на одном пространстве с фанфиками и для той же аудитории.
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-3562-4261-b235-663832616533/photo_2022-11-17_05-.jpg)
Сейчас фанаты выкладывают свои работы в различных соцсетях и на сайтах. Основным русскоязычным архивом можно считать «Книгу фанфиков» или же, что более употребимо, «Фикбук». Пользователи «Фикбука» делятся на два основных типа: фикрайтеры (ficwriter) и фикридеры (ficreader), то есть писатели и читатели. Кроме того, есть беты и гаммы (не буквы греческого алфавита, а редакторы). Беты работают с текстом в том, что касается оформления, орфографии и пунктуации, а гаммы берут на себя правку сюжета, смыслового содержания и фактических ошибок.
Существует множество способов категоризации фанфиков: размер, жанр, наличие или отсутствие любовных линий, возрастной рейтинг. Для чего же их пишут? Целей тоже немало, основные — дополнение сюжета и шипперинг. Во время чтения книги кто-то иной раз может думать: «Вот герой А подходит героине Б». Это и есть шипперство — фантазии о романтических отношениях между персонажами. Никто не мешает шипперить и тех, кто даже не пересекался в сюжете. Подобный случай уже относится целиком к фанону — выдумке фанатов. Стоит упомянуть, что любовные линии бывают разные и далеко не всегда соответствуют привычной концепции «принц и принцесса». В фанфиках условной категории «дополнение и развитие сюжета» любовь может не затрагиваться вовсе, здесь важнее другие аспекты. Что, если бы этот персонаж не умер? А если бы герой сделал другой выбор? Если бы антагонист победил?
![](https://static.tildacdn.com/tild6635-3134-4337-a366-363432343763/photo_2022-11-17_05-.jpg)
После краткого экскурса пора бы поставить главный вопрос: почему фанфики не воспринимают всерьёз? Существует множество стереотипов о том, что это низкосортная литература, да и не литература вовсе, что занимаются подобным творчеством только дети, что фикрайтеры пишут много порнографических текстов да и вообще: «Фикбук — помойка». Но и комедию когда-то считали низким жанром, а потом появился Николай Гоголь. Конечно, перечисленные суждения делаются людьми не без оснований, но не стоит обобщать. Рассмотрим стереотипы подробнее:
«Фанфики — не литература». Всегда можно найти примеры, которые трудно охарактеризовать как литературу (а то и вовсе читать). Речь не только о клишированном сюжете и плоских персонажах, а о множестве грамматических и орфографических ошибок. Обычно это видно уже по аннотации. Например, понятно, что с фанфиком на пару страниц и сорока метками явно что-то не так. Некоторые авторы даже банально не ставят пробелы после запятых, а эмоции героев выражают смайликами. Такое пишется либо детьми, которые пока неграмотны, либо «по приколу». Забавно, что находятся и те, кто подобный бред оценивает.
«Занятие для детей». На самом деле писательство не имеет возрастных ограничений. По статистике, большая часть аудитории — женщины, но им может быть как двенадцать, так и тридцать лет. Понятно, что у более взрослого и опытного человека фанфик, предположительно, будет лучше, ведь подросток только учится. Но иной подросток найдёт нужный материал и разберётся в нём. Таким образом, качество работы зависит не от возраста, а от отношения автора к ней.
Наконец, на «Фикбуке» зарегистрировано более трёхсот тысяч пользователей. Каждый здесь пишет то, что что хочет, и на всё есть предупредительные дисклеймеры-теги. При желании можно создать трагическую историю любви молока и кукурузных хлопьев, которая закончится мучительной смертью персонажей, поскольку настало время завтрака. Хотя было бы неплохо, если бы откровенно некачественные фанфики вовсе не допускались к публикации, а тест на грамотность для бет стал бы обязательным и для авторов. Это ведь не наказание, а скорее полезный урок. Никто не принуждает искать себе редактора, но и бесплатной онлайн-проверкой орфографии пользуются и то не все, что печально.
Из-за неопытности начинающих фикрайтеров также имеет место романтизация. Одно дело прописывать милые отношения персонажам (флафф), что радует любителей шипперинга. Другое — романтизировать такие явления, как курение, алкоголь, психические заболевания, жестокость, травмы. Но, если быть до конца честными, то эти проблемы первичны не в фанфиках, а в жизни. Тексты — скорее следствие, они отражают реальность.
Фанфикшн демократичен — не требует ничего кроме свободных сил и времени, а потому хорош как в качестве хобби, для выражения своих эмоций, жизненного опыта, так и в виде этапа на пути профессиональному писательству. Ведь как бывает? Сначала кто-то читает книги, а потом хочет сам создать что-то подобное. Но многим сперва легче написать историю по уже придуманной кем-то вселенной, чем свою. Последнее — тяжёлый труд даже для опытного писателя. Фанфикшн начинающему автору даёт всё: возможность совершенствовать слог, развивать умение прописывать персонажей и заинтересовывать читателя, строить сюжет. Не говоря уже о бесплатной публикации творения и обратной связи. На «Книге Фанфиков» есть даже раздел «Фикбук и всё, что с ним связано», где найдётся множество интересных статей фикрайтерам в помощь.
Неважно, станет в будущем автор писать и издавать собственные книги, или же так и будет изредка возвращаться на сайт с публикацией новой зарисовки по любимой паре из какого-то сериала — главное, чтобы процесс приносил удовольствие автору и читателям. Сегодня уже трудно игнорировать или недооценивать такой огромный пласт культуры, как фанфики. Многие писатели, сценаристы и режиссёры благосклонны к фанфикам, сами их почитывают, ведь хотят знать, что любит аудитория.
Важно помнить, что писательство не только развлечение, но и труд, а вкусы у всех разные. Если работа не нравится кому-то, то это ещё не значит, что она плоха. Порой сухие цифры отметок «нравится» и просмотров могут отражать не ценность работы, а популярность описанной в нём пары. Например, в фандоме манги и аниме «Bungou Stray Dogs» есть известный многим фикрайтер Vincent Verta, на самой популярной работе которого двадцать четыре тысячи с лишним лайков. Несколько его фанфиков я читала с удовольствием, а после наткнулась на автора под именем «мятный ликёр». Работы по тому же фандому, лайков максимум до трёхсот, а сюжеты, слог, то, как переданы персонажи — всё оказалось мне намного ближе, понравилось больше. В своём личном рейтинге второго из приведённых авторов я поставлю выше, но чужие вкусы не осуждаю.
Фанфикшн — это культура, вклад в которую может сделать каждый, в виде короткой зарисовки или полноценного романа. «Фикбук» — место, где можно поделиться любыми своими фантазиями и размышлениями, достаточно лишь соблюдать элементарное уважение к другим пользователям. Не стоит предвзято относиться к такому виду современной непрофессиональной литературы — иногда приятно хотя бы отдохнуть и отвлечься за чтением, допустим, альтернативной истории о персонажах любимого фильма или книги.