Публикации
Наблюдения

Запечатлённый свет: выставка русского импрессионизма в Екатеринбурге

С 18 февраля по 6 мая в Екатеринбургском музее изобразительных искусств при поддержке Нижегородского государственного художественного музея проходит выставка «Запечатлённый свет». На ней представлено более ста предметов живописи и скульптуры, отражающих пять десятилетий развития импрессионизма в России — с момента его зарождения в 1880-е годы до 1930-х годов. Корреспондент ЛИФТа Елизавета Мельман побывала на пресс-показе выставки и делится своими впечатлениями.
Импрессионизм в России в момент зарождения не был понят и оценён. Император Александр III пренебрежительно говорил о картинах, которыми мы сейчас восхищаемся. Также критически воспринимали импрессионизм и большинство современников Серова, Коровина и других художников, творивших в этом направлении. Но с течением времени он стал классическим, привычным нам искусством. Выставка «Запечатлённый свет» в Музее изобразительных искусств Екатеринбурга — яркое тому подтверждение. Здесь собраны как работы первопроходцев этого направления, так и более поздние картины, созданные уже в XX веке.
Открывает экспозицию работа Константина Коровина «Осенью. Девушка в саду». Художник показал раннюю, золотую осень, когда яркие листья только начинают покрывать землю пёстрым ковром. Почему же она? Дело в том, что именно это первая русская картина, по отношению к которой употребили термин «импрессионизм». И поскольку в XIX веке это понятие носило несколько негативный, пренебрежительный характер, история художников-импрессионистов — не только история потрясающих работ и нового взгляда на мир, но и история противостояния консервативному искусству. Ведь даже Шишкин, который в своё время был бунтарём, протестующим против классической живописи (он являлся участником «Бунта четырнадцати», во время которого несколько лучших выпускников Императорской Академии художеств отказались выполнять работу для конкурса к столетию Академии, аргументируя это тем, что предложенная тема далека от реальности), не приветствовал новое течение.

Работы, представленные на выставке, очень разнообразны: портреты, бытовые сцены, городские, сельские, морские пейзажи и даже скульптуры. Каждое из творений, будь то большое полотно, детально изображающее внутреннее убранство церкви, или небольшой по формату этюд лодки, причалившей к берегу, по-своему уникально.
Главное для импрессионистов — свет. Их полотна буквально пронизаны им, а смелые мазки отражают изменения природы — ключевой героини этих картин. Причём художники часто работали на пленэре, создавая картину за один сеанс, смешивая краски прямо на холсте. Поэтому многие работы отражают сиюминутное впечатление и зачастую кажутся эскизными. Но именно подобный дух импровизации и придаёт им особую красоту.
Стоит сказать, что на выставке представлено немало знаменитых мастеров русской живописи: Коровин, Серов, Малявин, Борисов-Мусатов, Юон, Кустодиев. Однако есть и менее известные творцы: Аладжалов, Мещерин, Горбатов, Кузнецов и многие другие, по-своему интересные живописцы.
Стоит отметить, что в музее будут проводиться различные лекции о русском импрессионизме и его представителях, талант которых дал нам возможность заметить мимолётность окружающего мира. Например, уже прошли лекция о жизни и творчестве талантливого Константина Коровина и семейная программа, посвящённая изображениям весны на этой выставке. Регулярно будут проводиться обзорные открытые экскурсии, обозревающие всю выставку.

Импрессионизм — потрясающее направление, которое может показать обычную повседневную жизнь невероятно красиво и эстетично. С помощью мягких теней, рассеянного света, едва уловимых лучей солнца и многочисленных бликов художники будто останавливают время, чтобы каждый человек мог насладиться прекрасным мгновением. Эти картины актуальны, потому что, смотря на них, чувствуешь единение с природой; ощущаешь атмосферу прохладного туманного утра; теплого солнечного дня в компании собеседников или расслабленного вечера с розовым закатом даже спустя 100-150 лет после их написания. Они дают то, чего нам в современной городской жизни зачастую не хватает.
#изобразительноеискусство #репортажи #локальнаякультура