Публикации
Наблюдения

«Записки юного врача» в «Мастерской»: блестящее прочтение одноименного цикла повестей Булгакова

«Записки юного врача» — не самое популярное, но одно из самых часто экранизируемых произведений Михаила Булгакова. По мотивам цикла повестей были сняты три кинокартины: одноименный фильм Михаила Якжена (1991), «Морфий» Балабанова (2008) и английский сериал с Дэниелом Рэдклиффом (2012-2013). В то же время театральные режиссёры обходят цикл стороной: единственный спектакль, который сейчас можно найти по нему — «Записки юного врача» в санкт-петербургской «Мастерской».

В полуторачасовую постановку удалось вместить все тринадцать рассказов и передать их содержание максимально точно. Как именно? Возможно, внесла свою лепту актёрская игра Максима Блинова — его быстрая, но при этом чёткая и эмоциональная речь завораживает с первых минут.

В отличие от того же балабановского «Морфия», в котором акцент делается на одноимённом рассказе и проблемах зависимости, моноспектакль в «Мастерской» — прежде всего исповедь врача, медика-профессионала. Максим Блинов рос в семье докторов, вероятно поэтому его игра выглядит натуральной. Стоит также отметить, что актёр и сценарист здесь — один и тот же человек. Работа врача — нервная, суетливая, в ней много роковых и напряжённых моментов. Когда Максим Блинов описывает операции, он заметно ускоряет темп речи, но от этого рассказ не становится сложнее воспринимать. Наоборот, актёр заставляет зрителя слушать его, замереть в ожидании развязки.


Так как «Записки юного врача» представляет собой моноспектакль, перед актёром стоит непростая задача: он должен показать не одного персонажа, а сразу нескольких, упоминая их в своём монологе. У Максима Блинова получилось даже изобразить отца девочки, лишившейся ноги. Отец паникует, умоляет врача помочь — тот же, в свою очередь, очень переживает, потому что это его первая операция.

Именно формат, где сразу много ролей уживаются в одном актёре, придаёт постановке эмоциональности. В этом ключе спектакль можно сравнить с фильмом Якжена. Цикл повестей был написан в форме дневников, но его адаптировали под фильм, снятый от третьего лица. Из-за этого зритель уже не может в полной мере проникнуться переживаниями рассказчика. Возможно чтобы добавить трагичности, в кинокартину был так же, как и у Балабанова, включён рассказ «Морфий». Таким образом на передний план выходит острая проблема зависимости. Однако у Блинова, благодаря позиции повествователя, получается захватить внимание зрителя без драматичного сюжета.


Звуки в спектакле дополняют монолог актёра, иллюстрируя его речь и расставляя акценты. Молодой врач рассказывает о том, как он едет по зимней дороге — на фоне бушует вьюга, наступает молчание — все эффекты внезапно прекращаются. Сочетание актёрской игры со звуковым сопровождением погружает в атмосферу сельской больницы. Причём сменяются сцены невероятно быстро для постановки длительностью в один час и тридцать пять минут. Вот врач мчится в больницу по заснеженной дороге — на улице метель, холод, а он торопится вернуться в клинику. Вот он уже вспоминает об этом случае: за окном всё так же бушует вьюга, а сам доктор наконец-то находит время, чтобы принять тёплую ванну.

Спектакль в театре «Мастерская» — уникальная постановка, где образы сценариста-повествователя, актёра и врача совмещены в одном человеке. Многозадачность в то же время никак не отразилась на качестве. Этим версия Блинова выигрывает у ещё одной экранизации, у британского сериала «Записки юного врача» с Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли. Здесь сценаристы не только показали русскую глубинку 1917-1918 годов глазами иностранцев, но и значительно изменили сюжет. Сериал разбавлен чёрным юмором, а старательный и прилежный доктор Поляков становится неуклюжим, едва выпустившимся студентом, который делает своему пациенту ампутацию под «Калинку-малинку». В спектакле же «Мастерской» Максим Блинов смог с трепетом врача, оперирующего больного, поработать над циклом и преподнести его так, что в последние минуты у зрителя не остаётся сомнений — с ним во всех смыслах говорил настоящий профессионал, который знает своё дело.

#классика #театр #рецензии