Публикации
Впечатления

«Подростки опаснее взрослых бандитов...»: диалог поколений в «Одном чуде на всю жизнь» Екатерины Мурашовой

Екатерина Мурашова известна больше как семейный психолог, а не как автор книг young-adult. Тем не менее, если вы познакомитесь с её творчеством, то обнаружите, насколько качественно проработаны детали и образы. «Одно чудо на всю жизнь» — книга о тех, чьё детство пришлось на смену двух веков, когда зарплата была четыреста рублей, а вместо Нетфликса смотрели бразильские сериалы по телевизору.

Чтобы привить мне любовь к чтению, мама читала книги вместе со мной и обсуждала их. Со временем это стало традицией, которая продолжается у нас и сейчас. Когда-то мы читали вместе «Колобка», сказки Пушкина, позднее «Гарри Поттера» и детективы Вильмонт. Сейчас литература становится серьёзнее, а наши обсуждения — увлекательнее. За последние два с половиной года у нас с мамой появилось правило — всё, что я читаю в рамках моего участия в проектах «Живой классики», читает и она. Интересно это ещё и потому, что профессионально моя мама не занималась литературой никогда. По образованию она — учитель иностранного языка. И хотя это тоже филология, но всё же немного другая.

Всё происходит примерно так: я нахожу какую-нибудь книгу в магазине и со словами «Вот, у нас там говорят, что она интересная» приношу домой, изучаю, а потом советую маме прочитать её тоже. Через некоторое время книга возвращается ко мне и дома открывается самый настоящий дискуссионный клуб.

В этот раз всё случилось не так: книга пришла по почте, но сначала попала к маме. Из-за того, что мы некоторое время находились не в шаговой доступности друг от друга, ждать появления книги у меня в руках пришлось несколько месяцев. С творчеством Екатерины Мурашовой мы обе уже были знакомы. И с её биографией тоже. Известно, что писательница — семейный психолог, поэтому во время чтения и я, и мама связывали текст с её основной деятельностью. Главный вопрос, который у нас возник — откуда же Екатерина Мурашова черпает идеи для произведений? Действительно ли всё это — выдумка? Или же сюжет построен на историях её клиентов?

Для начала стоит обратиться к истории «Одного чуда на всю жизнь»: мальчик Витёк из Петербурга находит на лестничной клетке девочку Аи, которая не помнит, как там оказалась. Выслушав её историю, он предполагает, что та — инопланетянка. Чтобы помочь девочке, Витёк ищет поддержку среди одноклассников. И находит — почти весь седьмой «А» пытается раскрыть тайну Аи.

В это же время в Озёрске, городке под Петербургом, банда мальчиков под предводительством Старшего Лиса, Генки (он же Генрих), обнаруживает Уи, который ищет свою сестру. Уи предлагает главе банды помощь — лекарство для младшего брата, страдающего почечной болезнью — но объясняет, что без сестры приготовить его не сможет. Поэтому по приказу Лиса банда занимается поиском Аи. Озёрские мальчики обнаруживают в электричке петербургских ребят, рассуждающих о «девочке-инопланетянке», и понимают, что сестра Вилли (так назвали Уи, «чтобы не выделялся») находится совсем близко от брата. Тем временем школьники из седьмого «А» замечают слежку. В какой-то момент обе группы подростков пересекаются. Они понимают, что всё это время решали одну задачу. Только объединяться никто не собирается. А дальше — драки, похищения, полиция. Почти как настоящий боевик.

О противоположности двух сторон — Петербургской и Озёрской — говорят многие читатели в отзывах в интернете. Да, у этих двух групп действительно разнятся интересы и ценности. Однако цель у них одна — сохранить себя. Витьку и его друзьям нужно остаться собой в школе среди одинаковых и стереотипно мыслящих взрослых, а Генке и всей банде — просто выжить. Об инвалидности братьев Лис говорится ещё в начале произведения — их родители ссорятся, обвиняя друг друга в плохой генетике. Генка отличался очень низким ростом, из-за чего ему дали характеристику «карлик», Валька, он же Вальтер, — умственно отсталый, Еська, или Иоганн, родился с заболеванием почек, причём, согласно тексту, практически неизлечимым. Цель старшего брата — облегчить страдания младших, несмотря на то, что у него самого далеко не лучшее здоровье. Даже милиционер удивляется, как «карлик» может управлять целой бандой подростков. Этот вопрос остаётся загадкой и для читателей.

Произведение начинается с пролога, посвящённого мальчику Сёмке. Во время рыбалки на озере Петров Ключ он обнаруживает светящийся шар, погрузившийся в водоём (как выяснится позже, именно в этом шаре в Озёрск высадился Уи). Здесь же мы знакомимся с семьёй Сёмки — мама, её сестра Люша и отец Василий, «как всегда вдребезину пьяный». Эта линия разовьётся в книге ещё немного в следующих главах. Например, Василий будет клясться исправиться, в этот же момент «налегая на бутылку», а во время финальных разборок придёт с компанией пьяных товарищей, хотя ему говорили, что в таком случае лучше вообще не приходить. Отец Сёмки, пожалуй, останется единственным героем, у которого после этой истории ничего не изменится.

Другая важная деталь: ни один взрослый не верит в то, что ученики петербургской математической гимназии могут объединиться ради дела и помочь кому-то. «Они не видят никого кроме себя» — говорят и директор школы, и милиционер, и другие взрослые. Почему?

Возможно, в книге высмеивается стереотипное мышление старшего поколения. Или нам серьёзно доказывают, что всё не так, как кажется на первый взгляд, то есть, у любого человека, кем бы он ни был, есть эмоции и чувство сострадания к другим. Не стоит забывать здесь о времени действия: конец девяностых — начало нулевых. В этот период общество как никогда разделилось: никому не было дело друг до друга, каждый был сам за себя и мог с трудом рассчитывать на чью-то помощь. Об этом говорит подавляющее большинство старшего поколения, которое испытало всю тяжесть того времени на себе.

Другая больная тема в тексте — школа. Во-первых, об одарённости Витька догадывается лишь малая часть одноклассников, а учителя попросту не замечают способностей мальчика. Во-вторых, во главе гимназии стоит человек, который в принципе не верит в человечность учеников. Школа описывается не очень положительно.

Что о книге говорят читатели? Пользователи «Лабиринта», например, не особо довольны — очень уж запутанный сюжет. Содержания глав действительно поначалу кажутся далёкими друг от друга, но в конце концов все линии сводятся к одному общему финалу. Каждый герой проходит свою борьбу: за справедливость, материальные богатства, любовь, внимание близких. «Библиогид» пишет иначе: повествование увлекает с первых же страниц. Какое же оно в действительности? Сложное. Например, местами автор делает акцент на тех вещах, которые можно опустить (кстати, «Одно чудо...» этим похоже на произведения школьной программы, в которых порой уделяется внимание пейзажам или деталям, не всегда нужным). С другой стороны, стиль книги богат живыми, разговорными выражениями: «словно под дых кто-то врезал», «надо линять отсюда». Особенности языка вызывают ощущение присутствия — кажется, что с читателем вправду общается подросток.

Текстов, в которых нужно «осилить» первые пятьдесят-семьдесят страниц, чтобы наконец захотеть дочитать до конца, достаточно много, но они почти никогда не оказывают итогового эффекта peer-to-peer, если говорить проще — «сверстник со сверстником». «Одно чудо» — исключение. Однако всё равно здесь есть сложности в сюжетостроении: пока ты пытаешься соединить все главы между собой, желание продолжать читать меркнет.

Тем не менее, взрослые тут вспомнят детали своего детства или юности, а подростки познакомятся с собой из прошлого, увидят, что отличий между детьми конца двадцатого и начала двадцать первого веков не так уж много. Мы с мамой посмотрели на текст с разных сторон, но при этом не разошлись в выводах и взглядах. Нас заинтересовали одни и те же темы, одни и те же герои. И этот диалог между поколениями, на который настраивает книга, кажется особенно ценным.

#современнаярусскаяпроза #диалогпоколений #литературадляподростков #рецензии