Публикации
2023-01-29 07:06 Впечатления

Философия или стиль жизни? О повести Дмитрия Ищенко «В поисках мальчишеского бога»

«В#nbsp;поисках мальчишеского бога»#nbsp;— дебютная повесть современного русского писателя Дмитрия Ищенко, которая получила премию имени Крапивина в#nbsp;номинации «Выбор детского жюри». Повесть быстро стала популярной, захватив внимание не#nbsp;только подростков, но#nbsp;и#nbsp;их#nbsp;родителей. О#nbsp;ней с#nbsp;точки зрения «не#nbsp;мальчишки»#nbsp;— в#nbsp;рецензии Карины Бакижановой.
Книга повествует о#nbsp;мальчике, который на#nbsp;летние каникулы вынужден поехать с#nbsp;отцом в#nbsp;Арктику, где нет интернета, скейтбордов и#nbsp;даже дороги. На#nbsp;улице северного посёлка редко можно увидеть больше двух человек за#nbsp;раз, но#nbsp;сам герой говорит, что от#nbsp;этого встречи становятся только значимее, словно приобретают какой-то смысл, известный лишь тем, кто встретился. Здесь кроется, пожалуй, один из#nbsp;ключевых тезисов всей повести#nbsp;— мы#nbsp;больше ценим#nbsp;то, что редко и#nbsp;уникально.

Важную роль играют описания пейзажей. Их#nbsp;много и#nbsp;они не#nbsp;вызывают скуку#nbsp;— с#nbsp;пейзажами автор справляется отлично. Всего пару строк создают перед глазами динамичные картины, благодаря чему возникает ощущение, будто ты#nbsp;и#nbsp;впрямь посреди Арктики. Автор передаёт чувство единения с#nbsp;природой лаконичными, но#nbsp;образными мазками.
Огромные одинокие близнецы-утёсы стояли на#nbsp;этой ничейной земле сами по#nbsp;себе. Материк их#nbsp;уже отпустил, но#nbsp;в#nbsp;последний момент они словно остановились перед бескрайним океаном, не#nbsp;решаясь сделать последний шаг, и#nbsp;теперь смотрели вдаль.
Приключения, которые случаются с#nbsp;главным героем, заставляют окунуться в#nbsp;детство, вспомнить, как сама бегала по#nbsp;улице с#nbsp;какими-нибудь мальчишками и#nbsp;каждый день придумывала новые игры. Благодаря этому в#nbsp;Ване узнаёшь себя. Порой ловишь себя на#nbsp;мысли, что невольно начинаешь переживать и#nbsp;сочувствовать герою, радоваться и#nbsp;бояться вместе с#nbsp;ним. Это не#nbsp;такое уж#nbsp;частое явление в#nbsp;современной литературе.

Если в#nbsp;начале повести главный герой капризный и#nbsp;избалованный гаджетами, то#nbsp;в#nbsp;конце, когда Ваня вместе с#nbsp;другом оказывается случайно запертым в#nbsp;заброшенном командном пункте, его характер сильно меняется. Примечательно#nbsp;то, как мальчишки отыскивают выход из#nbsp;сложившейся ситуации, используя подручные средства, чтобы добраться до#nbsp;люка и#nbsp;открыть его.
Уже не#nbsp;осталось ни#nbsp;следа от#nbsp;страха и#nbsp;беспомощности. Жажда жизни, осознание её#nbsp;ценности гулом проносились по#nbsp;катакомбам, переполняли нас и#nbsp;не#nbsp;давали опускать руки.
Название повести на#nbsp;самом деле непростое. Мы#nbsp;не#nbsp;видим никаких доказательств того, что Ваня нашёл своего «мальчишеского бога». Но#nbsp;если копнуть чуть глубже, то#nbsp;станет ясно, что удивительная история, случившаяся с#nbsp;Ваней#nbsp;— и#nbsp;есть знак присутствия этого бога. Тут важно отметить, что текст напоминает заметки начинающего путешественника, впервые оказавшегося далеко от#nbsp;дома. Вылазки героя в#nbsp;неизведанные места, жажда приключений, его знакомства и#nbsp;передряги, в#nbsp;которые он#nbsp;попадает#nbsp;— всё это влияние условного «мальчишеского бога». Тот даёт ему мотивацию каждый день двигаться вперед, находить что-то новое для себя, дарит вдохновение совершать «подвиги».

Эта повесть подойдёт прежде всего тем, кто хочет увидеть другую жизнь и#nbsp;вновь насладиться детством. Кто знает, может, это послужит отправной точкой в#nbsp;поисках своих ценностей, своего, какого#nbsp;бы то#nbsp;ни#nbsp;было, бога.
Его невозможно ни#nbsp;украсть, ни#nbsp;спрятать, ни#nbsp;взять взаймы. От#nbsp;чужого всё равно не#nbsp;будет толку. Только ты#nbsp;сам можешь его найти.
#рецензии #современнаярусскаяпроза