Публикации
Впечатления

«Ложечник» Марьолейн Хоф: приключенческий роман о тех, кто врёт, и тех, кто верит

Марьолейн Хоф — одна из самых издаваемых современных детских писательниц Нидерландов. Её книги переведены на многие языки и удостоены нескольких европейских премий. До нас её известность добралась относительно недавно. «Ложечник» — первый большой роман Марьолейн Хоф, опубликованный на русском языке. Разбираемся, кому стоит его прочесть и что интересного спрятано в непроходимых горах...
Первые страниц сто не прочитываются, а проглатываются, и это касается явно не только тех читателей, кто подходит под категорию «средний школьный возраст». История одного мальчика, как клубок ниток, начинает распутываться в руках, но чем дальше, тем больше возникает вопросов.

Янис живёт со стариком Фридом высоко в горах. Ветхая хижина, парочка куриц и собака Лока — небольшое хозяйство, но для жизни хватает. Тем более, раз в несколько недель Фрид спускается вниз, чтобы обменять микстуры из целебных трав и ложки, искусно вырезанные мальчиком, на другие продукты. Старик отправляется в дорогу на собственный страх и риск, ведь там за их безопасной поляной обитает Великая хворь, которая «оттяпает нос, пальцы и всё остальное». Фрида она может и не тронет, он старый и худощавый, а вот пышущего здоровьем мальчика... Янис знает, когда Фрид уходит на обмен, дверь нужно крепко запереть и ни при каких обстоятельствах дальше двора не высовываться. Три дня за работой пролетают незаметно, и вот — старик снова дома, с мешком ячменя и кроликами наперевес. А что, если Фрид не вернётся ни на четвёртый, ни на пятый, ни на шестой день? Как быть Янису, который ни разу в осознанном возрасте не покидал двора?

Завязка следует канонам приключенческих историй: герой, ничего не знающий о большом мире, отправляется на поиски. Впереди его ждут опасности, открытия и, конечно, новые друзья. Старые добрые приёмы ничуть не портят интриги: следуешь за мальчиком по непроходимым лесам и горам, пытаясь предугадать сюжетные развилки. Вторая половина книги — приключения Яниса в городе — захватывают меньше, а история о происхождении героя выглядит слегка картонной, будто повырезали кусочки из разных сказок или шаблонных детективов и слепили вместе. Богатый наследник, старый особняк, кузены-интриганы, таинственные убийства, разлучение близнецов, покушения, трагическое предсказание... Возможно, ребят 10-12 лет и не будет смущать такая солянка, но этого точно не скажешь о подростках.

Совершенно иначе выглядит эта остросюжетная смесь, когда воспринимаешь «Ложечника» не как приключенческий роман, но как историю-предостережение. «Знаешь, какой силой обладают лживые слова?» — Янис не зря задаёт такой вопрос, ему пришлось на собственном опыте прочувствовать последствия слепой веры. Мальчик провёл большую часть жизни в страхе перед «Великой хворью» — для него это несомненная реальность, для других — нелепые бредни. Иронично, но ближе к концу книги он поменяется местами с «разумными» окружающими. Янис понимает абсурдность происходящих вокруг интриг, а те нет. Вместе с главным героем читатель убеждается — люди, которые слепо верят в чьи-то россказни, могут быть настолько же опасны, насколько те, кто эту ложь распространяют.

«Ложечник» — роман о быстром взрослении. Янису нет и четырнадцати, а впереди долгое путешествие, в котором придётся полагаться на себя или на таких же детей. Книгу Марьолейн Хоф сравнивают с творчеством Астрид Линдгрен, однако согласиться с этим трудно. В историях всемирно известной шведской писательницы звучит ода детству: младшие могут противостоят старшим, но они не стремятся занять их место — детям не нужно быстрее взрослеть. У героев «Ложечника» нет заботливых (и в то же время занудных) взрослых, нет и места, куда можно вернуться. История Яниса ближе к сказке Братьев Гримм «Гензель и Гретель» — парочка сообразительных детей пытается найти выход из дремучего взрослого мира. Мы знаем, чем закончилась немецкая сказка, а «Ложечник» однозначных ответов не даёт. Читатели расходятся с героями чуть ли не на самом интересном месте, что не позволяет назвать «Ложечника» ещё одной стандартной приключенческой историей.

Несмотря на то, что некоторые сюжетные повороты кажутся аляповатыми и вторая половина книги значительно уступает первой, история о чудаковатом мальчике очень точно показывает, как ложь опутывает и ослепляет людей, а концовка романа — приятно обманывает ожидания. Янис под задорное «тра-ла-ла» отправляется в путь, и нам остаётся только догадываться, что его ждёт впереди.
#рецензии #современнаязарубежнаяпроза #литературадлядетей