Публикации
Впечатления

Конформизм, фашизм и школьники: почему стоит прочесть (или перечитать) «Волну» Тода Штрассера

2023 год — это год педагога и наставника, и по такому поводу наша редакция вспоминает необычные книги об учителях. Сегодня Хамис Магомедова рассказывает о «Волне» Тода Штрассера и её главном герое, учителе-экспериментаторе. Влияние толпы на отдельного индивида, проблемы подростков, хитрое зло фашизма и ещё множество важных вопросов — всё это раскрывается в «Волне».
Обычный урок в школе «Гордон Хай». На этот урок дети приходят с удовольствием, так как ведёт его учитель истории Бен Росс, славящийся нестандартным подходом к преподаванию. Он предпочитает сухим лекциям и конспектам полное погружение в тему, будь то судебный процесс, выборы или... изучение гитлеровского движения. Однако на этот раз Бен Росс зашёл слишком далеко.

Прототипом этого героя стал реальный учитель Рон Джонс, который провёл в 1967 году эксперимент «Третья волна». Суть эксперимента заключалась в создании организации из школьников, где основой было единство, равенство и сплочённость (после добавились фанатизм и агрессия). «Третья волна» длилась всего пять дней, но за это время школа, в которой преподавал Рон Джонс (как и выдуманная школа, в которой преподавал выдуманный Бен Росс), стала подобием тоталитарного общества. Зачем же проводили такой суровый эксперимент? Всё просто — чтобы наглядно продемонстрировать ученикам, что такое коллективное сознание и психология толпы на практике, и показать, как то и другое повлияло на развитие фашизма.

Помимо Бена Росса, важную роль в книге играют «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Лори Сондерс — главный редактор школьной газеты «Листок», и её парень Дэвид Коллинз, звезда футбольной команды «Гордон Хай». Именно Лори, благодаря своей проницательности, была одной из первых, кто понял, что эксперимент вышел слишком «удачным».

«Сила в дисциплине! Сила в единстве! Сила в действии!» — вот как звучал лозунг «Волны», движения, лидером которого стал Бен Росс. Ученики, ранее не понимавшие, почему немцы слепо следовали за Гитлером (или же боялись ему противостоять), теперь сами были буквально одержимы идеей «всеобщего равенства» и с агрессией относились к тем, кто отказывался её разделять. Избитый мальчик-еврей, угрозы в адрес Лори Сондерс, настойчивое навязывание своей идеологии (которой, в общем-то, и нет) — вот к чему привели, казалось бы, обычные уроки истории. Сам Росс, не ожидавший такого поворота событий, не сразу осознал, что теряет хватку. Ещё чуть-чуть — и уже не он бы управлял «Волной», а она — им.

Движение не имело определённой цели, своей идеологии, но всё равно привлекло огромное количество школьников. Собственная символика, лозунги, наличие искренне (даже фанатично) преданных последователей, лидер с непререкаемым авторитетом — эти атрибуты создавали чёткую ассоциацию с другим движением, более масштабным и более опасным. Чем объясняется это массовое помутнение?

В книге замечательно проиллюстрирован феномен конформизма1. Школьники, сами того не понимая, соглашались на то, что раньше отказывались делать даже под страхом плохих отметок — полное послушание на уроках, регулярное выполнение домашних заданий. С одной стороны — что плохого в том, что дети наконец осознали важность дисциплины? Но в какой-то момент дело начало принимать опасный оборот, вплоть до драк, угроз и нацистских оскорблений. Дэвид, влюблённый в Лори, чуть было не навредил ей, а все остальные, словно помешанные, готовы были кидаться на любого, кто хоть как-то противостоит «Волне». То есть в книге продемонстрировано как позитивное, так и негативное влияние конформизма.

Тод Штрассер погрузил читателей в историю становления нацизма в Германии, дал чёткое (и даже поэтапное) объяснение, почему Гитлер смог повести за собой людей. Коллективный разум сильнее индивидуального, а желание быть частью чего-то масштабного способно победить в человеке здравый смысл. Стоит обратить внимание и на последние страницы книги, так как там можно найти подробное описание исторической деятельности Гитлера.

В книге также раскрываются проблемы подростков, такие как неуверенность в себе, неумение находить своё место в коллективе, соперничество. Один из героев — Роберт Биллингс, страдает от чувства, что никогда не сможет переплюнуть своего старшего брата в глазах окружающих. Ему сложно находить общий язык с одноклассниками, которые сторонятся его и считают чудаковатым. Став участником «Волны», Роберт начал ощущать себя нужным, поэтому и попал в зависимость от организации, решил полностью посвятить себя общему делу. Очевидно, мальчику нужна была помощь — помощь учителей, родителей, психологов, сверстников, а может, и всех сразу. Но точно не «Волна».

Лучшая подруга главной героини Лори — Эми, — невольно соревнуется с ней во всём, от оценок до личной жизни. Скорее всего, это происходит из-за неуверенности в себе, потому что иначе она бы не стала искать подобные способы самоутвердиться. Соперничество всегда мешает настоящей дружбе, данный случай — не исключение.

Во многом «Волна» была успешна как раз благодаря тому, что демонстрировала реальные проблемы и комплексы подростков (да и не только подростков). Многим людям очень нравится мысль, что никто не может быть лучше них. В основном по этой причине Роберт настолько проникся идеей «Волны» — всю жизнь живущий в тени популярного старшего брата, тут он наконец нашёл компанию, где все ему равны.

Очень важной деталью является то, что первыми забили тревогу авторы школьной газеты «Листок» — то есть юные журналисты. Лори, как главный редактор, пусть и не сразу, но поняла, что «Волна» может перетечь в нечто более серьёзное, возможно, даже разрушительное. Публикуя статью об этом движении, она открывает глаза многим учащимся. Фактически в произведении раскрывается мысль о том, что журналистика — это четвёртая власть, так как она так или иначе влияет на мнение населения (в данном случае — школьников). Вот и получается, что школа Гордон Хай — это модель мини-государства, где преподаватель истории ненадолго становится идейным лидером, народ-ученики буквально носит его на руках, но СМИ всё равно имеют силу и авторитет.

В книге раскрыт образ увлечённого своим делом учителя. Росс соблюдает личные границы учеников — к примеру, в начале, показывая тетрадь с кляксой, отказывается назвать имя того, кому она принадлежит, замечает проблемы Роберта и пытается ему помочь (заступается за него перед одноклассниками, в конце решает провести с ним серьёзный разговор), всячески пытается заинтересовать учеников. Да, Росс совершает ошибку, но эта ошибка с большой вероятностью пойдёт на пользу ребятам. Бен Росс — прекрасный педагог, пусть и слишком далеко зашедший в желании наглядно продемонстрировать, как работает тоталитаризм.

«Волну» Тода Штрассера стоит прочитать не только тем, кто увлекается историей, ведь она не просто о трагедии государств, где победил фашизм, но и в целом о человеческой психологии. Это удачная попытка объяснить, почему люди порой поступают против совести, так, как никогда бы не поступили раньше.
#последамсовременнойклассики #рецензии #вопросыпсихологии

[1] Конформизм — следование человеком определённым правилам и установкам под влиянием группы людей.