Представьте себе — шестидесятые годы, США, штат Миссисипи, процесс медленной, но верной перемены в отношениях между двумя расами и в то же время классами людей. Темнокожие — уже не рабы, но пока и не свободные люди. Ведь сложно почувствовать себя свободным, когда с тобой брезгуют делить один санузел, одну школу, одну библиотеку. Не говоря о том, что в случае опасности (а опасность есть всегда, потому что ты живёшь в маленьком городке на юге Америки, где ещё недавно у тебя не было никаких прав) никто не согласится предоставить защиту.
В таких обстоятельствах разворачивается сюжет романа Кэтрин Стокетт. Здесь показано время, когда темнокожие женщины преимущественно были домработницами. То есть, в романе поднята не только тема дискриминации по расовому признаку, но и тема отношений продающего услугу и получающего её. В постиндустриальном обществе сфера услуг активно развивается, а сейчас, когда финансовая ситуация довольно нестабильна, работники сферы услуг часто вынуждены подстраиваться под любые условия труда практически так же, как и героини романа. Кроме того, сегодня тоже встречаются случаи, когда к официантам, кассирам или таксистам относятся с пренебрежением.
«Прислуга» прекрасно демонстрирует, как зло расизма проявляется именно в мелочах. Отдельные санузлы для «цветных», к примеру, не несут материального ущерба, но причиняют моральный дискомфорт. Как раз подобные, казалось бы, несущественные детали являются звеньями цепочки, олицетворяющей отношения между двумя расами. И именно эти маленькие детали незаметно становятся почвой для катастроф. Таких, как массовые гибели темнокожих от рук представителей ку-клукс-клана [1]. Или же таких, как вынужденное воровство и последующее заключение в тюрьме: это случилось с одной героиней романа, решившейся на преступление ради благополучия своего сына. Аккуратно, но без всякой ретуши Кэтрин Стокетт рассказывает о жизни темнокожего, которая не имела такой цены, чтобы рядовой житель штата Миссисипи придавал этому значение.
«Будь у меня время, я бы наверняка разрыдалась» — говорит одна из героинь, и эта цитата демонстрирует моральное состояние всех темнокожих в «Прислуге». Даже над своими чувствами они не полностью властны. На чувства у них нет времени из-за ненормированного рабочего дня. Ненормированного, как и у современного прекариата [2].
Не все белокожие в «Прислуге» — равнодушные и чёрствые расисты. Есть и осознающие, что в их обществе не всё устроено правильно, пытающиеся что-то изменить. Однако тут проблема в том, что темнокожие не спешат верить белым и боятся принимать их помощь. То есть, расизм вызывает ответную ненависть, ответные стереотипы. В глазах «цветных» чуть ли не каждый белокожий — жестокий, высокомерный человек, которому ни в коем случае нельзя доверять.
Роман не обходит стороной и неравенство полов в США того времени. Из-за стереотипов и рамок, выстроенных обществом, даже белые женщины не имеют возможности реализовать свои амбиции. Им уже отведена определённая роль — встречать мужа с работы в красивом платье, с готовым ужином и с ребёнком на руках. А все ли женщины согласны с этой ролью — никого не волнует. Иногда и самих женщин. Мать одной из главных героинь — Скитер — из-за мышления, сформированного общественными устоями, давит на дочь, не желающую жить по шаблону: «Выйди замуж, — роди детей». Это выливается в частые конфликты и комплексы (быть высокой обладательницей непослушных волос, когда стандарт красоты совершенно иной, довольно неловко), появившиеся у Скитер во многом из-за того, что мать не принимает её такой, какая она есть.
Тема взаимоотношений родителей и детей раскрыта не только в линии Скитер и её матери. Темнокожие домработницы нередко фактически заменяют матерей детям своих хозяев, однако рано или поздно домработницам придётся смириться с мыслью, что дети, выросшие у них на руках, скорее всего будут относиться к ним с таким же пренебрежением, как и их родители. Осознание того, что ребёнок, которому ты отдаёшь свою любовь, окутываешь нежностью и лаской — не твой, что тебя могут разлучить с ним за любую провинность, очень горько. С этим, к примеру, столкнулась Константайн — няня Скитер, уволенная даже не столько из-за своей ошибки, сколько из-за неудачного стечения обстоятельств.
Роман, несмотря на всю серьёзность поднятых в нём тем, читается легко. Можно даже назвать его уютным, в силу простого, но при этом приятного стиля, не лишённого иронии:
Инструкция по Охоте на Мужа от миссис Шарлотты Фелан. Правило номер один: миниатюрную симпатичную девушку украшают макияж и хорошие манеры. Высокую и невыразительную — трастовый фонд. Я была ростом пять футов одиннадцать дюймов, но на счету у меня лежали двадцать пять тысяч хлопковых долларов, и если это не есть настоящая красота, тогда, боже правый, парень все равно недостаточно умен, чтобы стать членом семьи.
Важно отметить, что история рассказывается от лица сразу нескольких героинь — Скитер, Минни и Эйбилин. У каждой из них есть свой оригинальный голос. Минни отличается некоторой грубоватостью и прямотой, Эйбилин — добродушием, а в речи Скитер встречаются более сложные обороты и проскальзывает юношеский максимализм.
Настоящая дружба, разочарование в первой любви, борьба с косными общественными устоями — темы и мотивы, так или иначе возникающие в «Прислуге». Этот роман является убедительным напоминанием, какое зло — дискриминация по любому внешнему признаку, будь то раса, пол, гражданство или религия. Ведь нет лучшего способа вызвать отвращение к дискриминации, чем наглядная демонстрация её результатов, пусть даже и в художественной книге.
_____________________________________
[1] Ку-клукс-клан — террористическая расистская организация, возникшая в США в XIX веке.
[2] Прекариат — класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости.
#рецензии #последамсовременной классики #социальнаяпроблематика #современнаязарубежнаяпроза #диалогпоколений