Публикации
Впечатления

Эстетика ловушки: об «Опиумной войне» Ребекки Куанг

Ребекка Куанг, американская писательница китайского происхождения и востоковед, в 2018 году написала трилогию «Опиумная война» — эпическое фэнтези в восточных декорациях, мигом ставшее бестселлером. Об особой роли этой книги в современной фантастической литературе рассказывает автора ЛИФТа Лика Протасова.
Вам шестнадцать лет, вы живёте у чёрта на куличках и в жизни у вас есть две перспективы: пойти по жёлтому билету или сдать лютейший экзамен и поступить на бюджет в столицу.

Нет, это не будни одиннадцатиклассника из регионов. Это — начало романа Ребекки Куанг «Опиумная война».

О сеттинге

Ребекка Куанг в «Опиумной войне» обратилась к восточной теме ещё до того, как для фэнтези это стало мейнстримом. И, в отличие от большинства других фэнтези-вселенных, в этой книге всё действительно круто и аутентично. А всё почему? Потому что у автора есть учёная степень по востоковедению. К тому же она наполовину китаянка, в связи с чем все эти фольклорные штуки, которыми изобилует произведение, знает буквально с колыбели. В общем, жаловаться на недостаточную проработку сеттинга не приходится.

О сюжете

Условно книгу можно разделить на три части. В первом «блоке» Рин, главная героиня, готовится к поступлению в Синегард — военную академию. Во второй части она там учится, постигает кучу жутковатых искусств и разбирается с заносчивыми одноклассниками. В целом мало отличий от любого другого произведения о жизни в школе, разве что чуть больше жести.

Третья часть — про войну. Говорить о ней без спойлеров невозможно, поэтому делать это я не буду. Скажу только, что если в Синегарде была более-менее терпимая жесть, то на войне происходит какой-то ад. Нельзя назвать невыносимой чернухой, однако слабонервным стоит быть аккуратнее.

О героях

Что мне нравится в «Опиумной войне», так это то, что Куанг здесь в сочувствии к своим героям прошлась точно по лезвию между слащавой сентиментальностью и циничной безжалостностью.

Вот, к примеру, Рин. Она жёсткая, но не грубая. Она отважна и сильна, но перекачанной всемогущей супергероиней её назвать нельзя. Она всё-таки остаётся девушкой, которой нравится театр теней и немного — Алтан, глава её военного отряда. К великой радости, автор не уходит в любовную линию. Это кажется невозможным, ведь почти ни одно произведение современной культуры не может обойтись без плотских утех и романтических слюней. А Куанг вот смогла, и, думаю, это очень важно и интересно отметить.

Искусство войны

Знаменитый военный трактат Сунь-Цзы упоминается очень часто. На самом деле можно и не читать эту книгу, она не имеет никакого отношения к сюжету книги Куанг. Просто для контекста, понимания и общего развития. Ведь это всё-таки эпическое фэнтези, в котором много внимания уделяется стратегии, провианту, проблемам расположения и агитации, и так далее. У Куанг война — это действительно искусство. В нём много резких поворотов, неожиданных развязок и, как ни странно, красоты. Изящества ловушки, спрятанной под ногами. Её ужаса. Её эстетики.
#рецензии #последамсовременнойклассики