Публикации
Впечатления

Новый взгляд на легендарную чародейку: о романе Мадлен Миллер «Цирцея»

Как американской писательнице удалось переосмыслить множество древнегреческих мифов через историю одной героини, создав при этом невероятно увлекательный роман, который интересен не только любителям античности? Об одной из самых многогранных современных художественных книг рассказывает Елизавета Мельман.
Что мы знаем о Цирцее (Кирке)? В «Одиссее» она — чародейка, превратившая команду царя Итаки в свиней, но позднее вернувшая им человеческий облик и даже приютившая их на некоторое время на своём острове. Мадлен Миллер показывает нам историю нимфы-колдуньи с самого детства, опираясь и на другие древнегреческие источники, в том числе на «Метаморфозы» Овидия.

Родители Цирцеи, океанида Персеида и бог солнца Гелиос, не очень любят свою дочь, а младшие брат с сестрой постоянно над ней издеваются. Последний сын родителей Цирцеи, с которым девушка очень близка, покидает её ради странствий по миру. Вскоре в жизни несчастной нимфы появляется возлюбленный, простой рыбак по имени Главк. Только, в отличие от богов, люди стареют и умирают. Не желая мириться с этим, Цирцея в первый раз, сама того не подозревая, применяет колдовскую силу, превратив Главка в бога. Но превращение человека в тщеславное божество не заканчивается ничем хорошим для девушки. Цирцея ревнует его, оступается и принимает неверное решение, используя таившуюся в ней силу. За проступок её ссылают на одинокий остров Ээю. Средиземноморские растения, дикие животные — всё это находит отклик в душе нимфы. Постепенно она совершенствуется в колдовстве. Остров становится для неё не тюрьмой, а даром.

Свои секреты нужно держать при себе, а то все потеряешь. — размышляет Цирцея, оказавшись на Ээе. Но, вопреки желанию богов, Цирцея не останется одна навечно. Её посещают хитрый Гермес, беззаботные нимфы, талантливый Дедал. И даже аргонавты находят там временное пристанище. В отличие от других божеств, среди которых она росла, героиня не упивается своим происхождением и с радушием принимает тех, кому это необходимо. Только вот не все путники отвечают взаимностью на гостеприимство чародейки, и после жестокой выходки капитана одного из кораблей, причаливших к Ээе, Цирцея теряет доверие к людям. Перед нами возникает именно тот самый известный образ жестокой колдуньи, меняющей облик людей, превращая их в животных. Жизнь сложнее ткацкого станка. Что сплел — одним рывком не распутаешь. — приходит к выводу нимфа. Но всё меняется, когда к острову причаливает Одиссей, открывая новую главу в столь непростой и долгой жизни Цирцеи. Кстати, в этом романе царь Итаки предстаёт перед нами совсем не как смелый герой, а как обычный человек со своими слабостями.

Мадлен Миллер умело вплетает различные мифы в канву жизни Цирцеи, точно повествование тоже ведётся от лица некой нимфы, прядущей на магическом станке. Например, матерью Минотавра, ужасного чудовища с телом человека и головой быка, согласно роману была сестра колдуньи Пасифая. А младший брат героини Ээт здесь оказывается тем самым обладателем золотого руна, строившим козни Ясону и другим аргонавтам. Текст умело погружает в мир романа. Метафоры, сравнения и эпитеты рисуют странный и завораживающий мир древнегреческой мифологии, а гармоничное чередование описаний природы и диалогов делает текст динамичным. Во время чтения будто сам оказываешься на средиземноморском острове: слышен шум прибоя, колыхание деревьев, чувствуется запах волшебных трав, а где-то в лесу, далеко за горами, гордо вышагивают грациозные львы.

Цирцея в этой книге предстаёт перед нами сильной женщиной, принимающей непростые решения, бросившей вызов титанам и богам. При этом роман отчасти можно назвать и историей становления. Несмотря на то, что Цирцея противопоставляется надменным божествам, она далеко не идеальна. Нимфа совершает множество ошибок: некоторые ей удаётся исправить, некоторые — нет. Хотя с каждым новым потрясением героиня становится мудрее, в то же время она испытывает всё большее отвращение к своему происхождению, что мешает ей стать по-настоящему счастливой.

Я думала когда-то, что боги — противоположность смерти, но теперь вижу: они всего мертвее, ибо не меняются и ничего не могут удержать. — рассуждает Цирцея.

Как заметил один из героев романа, Цирцея никого не превращала. Её талант был в том, чтобы показывать истинную сущность человека, нимфы, бога. Однако главная, самая трудная задача — отыскать, наконец, свою...

Но это лишь форма, в которую меня залили. И сохранять ее не обязательно... Что за существо сидит во мне, выжидая?

Книга читается на одном дыхании благодаря певучему языку и сюжету на основе древнегреческих мифов, где в современном ключе раскрываются легендарные персонажи. И главная героиня напоминает скорее не божество, а обычного человека, женщину со своими чувствами и эмоциям. При этом автор не приукрашивает Цирцею, делает её портрет честным. Героиня вызывает как уважение своей смелостью и независимостью, так и сострадание в моменты слабости и сомнений. В книге присутствует и феминистский посыл, ведь Цирцея преодолевает трудности самостоятельно, без помощи мужчин.
#современнаязарубежнаяпроза #последамсовременнойклассики #рецензии