Публикации
Впечатления

Неидеальная классика? Особое мнение о «Щелкунчике и Мышином короле» Эрнста Гофмана

Наш автор Даниил Софин в совместном проекте с порталом «Библиогид» рассказывает о нестыковках и сюжетных туманностях знаменитого новогоднего текста Гофмана.
У многих людей есть новогодние и рождественские традиции, связанные с книгами или кино. Кто-то перечитывает «Рождественскую историю» Диккенса, кто-то пересматривает «Один дома» или «Гарри Поттера», но давайте вспомним ещё одну замечательную книгу авторста Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Да, речь сегодня пойдёт о сказке «Щелкунчик и Мышиный король».

Всё начинается в доме советника медицины Штальбаума, где главная героиня, Мари Штальбаум, впервые встречает Щелкунчика — получает его от крёстного Дроссельмейера в качестве подарка. Это деревянная игрушка, способная колоть орехи. Но пока Мари играет с незамысловатым подарком, подсовывая мелкие орешки, её брат Фриц намеренно пихает Щелкунчику самые крупные и твёрдые. В итоге у игрушки выпадают зубы и ломается нижняя челюсть. Фриц изначально невзлюбил Щелкунчика:
— Что за дурак! — сказал Фриц. — Берётся орехи щёлкать, а у самого зубы никуда не годятся. Верно, он и дела своего не знает. Дай его сюда, Мари! Пусть щёлкает мне орехи. Не беда, если и остальные зубы обломает, да и всю челюсть в придачу. Нечего с ним, бездельником, церемониться!
Мари всё же удаётся отвоевать свой подарок. Щелкунчик укладывается на диван рядом с другими куклами девочки. Ночью же внезапно разгорается настоящее сражение с участием всех игрушек: от кукол Мари до гусаров Фрица. Противником им стала целая армия крыс. Щелкунчик, как оказалось, выступил в сражении командиром со стороны игрушек, но оказался окружён и был брошен своими же. Тогда Мари, падая в обморок и разбивая локтем стекло в шкафу, снимает с себя туфельку и бросает её в крыс, тем самым спасая Щелкунчика. Утром мать находит героиню с порезанным о разбитое стекло локтем, в крови, рядом с разбросанными сломанными игрушками.

Тут-то и возникают первые вопросы к сказке. Девочке, конечно, никто не верит. К ней приходит доктор Вендельштерн, чтобы оказать всю необходимую помощь. Но после этого девочка проводит в постели несоизмеримо большое количество времени, плохо себя чувствует и не может ни играть, ни двигаться. Возникает вопрос: что же там за порез такой и что за стекло в шкафу, раз полученные ранения до такой степени сбивают с ног?
Несколько дней ей пришлось лежать в постели и глотать лекарства, хотя, если не считать боли в локте, она почти не чувствовала недомогания. Она знала, что милый Щелкунчик вышел из битвы целым и невредимым, и по временам ей как сквозь сон чудилось, будто он очень явственным, хотя и чрезвычайно печальным голосом говорит ей: «Мари, прекрасная дама, многим я вам обязан, но вы можете сделать для меня ещё больше».
Мари тщетно раздумывала, что бы это могло быть, но ничего не приходило ей в голову. Играть по-настоящему она не могла из-за больной руки, а если бралась за чтение или принималась перелистывать книжки с картинками, у неё в глазах рябило, так что приходилось отказываться от этого занятия. Поэтому время тянулось для неё бесконечно долго, и Мари едва могла дождаться сумерек, когда мать садилась у еёе кроватки и читала и рассказывала всякие чудесные истории.
Эти странности противоречат словам в абзаце выше о том, что Мари не чувствовала недомогания. В очередной вечер крёстный Дроссельмейер рассказывает Мари историю Щелкунчика и его войны с крысами. Оказывается, однажды король, убивший детей Мышильды — своего рода крысиной королевы, навлёк на свою прекрасную дочь проклятие. Звездочёт и Дроссельмейер (да-да, крёстный рассказывает историю, в которой сам участвовал) выясняют, что для снятия проклятия нужно найти самый твёрдый на свете орех Кракатук и юношу, который расколет его и накормит заколдованную принцессу ядрышком. После долгих и запутанных поисков юноша сумел расколоть орех и снять проклятие, но, увы, был обращён в уродливую деревянную игрушку — Щелкунчика.

Тут тоже возникает спорная деталь: Фриц, брат Мари, сломал Щелкунчику челюсть обыкновенными крупными орехами, а по легенде Щелкунчик раскалывает самый крепкий орех на свете. Он потерял свои силы после Кракатука и превращения? Об этом нигде не говорится.

Мари, узнав историю, помогает Щелкунчику достать новую шпагу, так как тот, чтобы вернуть человеческое обличье, должен убить сына Мышильды — Мышиного короля с семью головами. И вот тут-то как раз происходит самое большое для читателя разочарование. Помните битву, описанную в самом начале? В первую ночь? Красочную, детальную, подробную. Там была и драма, и своего рода сказочный экшен. Здесь же не случается вообще ничего. Щелкунчик побеждает Короля невидимым и непонятным образом, отдав в итоге Мари его семь корон. Никакой битвы, никакого сражения и схватки. Ночью Щелкунчик просто оповестил Мари о своей победе и попросил открыть шкафчик.
Все было тихо, но вскоре кто-то осторожно постучал в дверь и послышался тоненький голосок:
— Бесценная мадемуазель Штальбаум, откройте дверь и ничего не бойтесь! Добрые, радостные вести.
Кто знает, быть может, Гофман хотел закончить работу побыстрее? Тем не менее Мари отправляется с Щелкунчиком в его конфетное королевство, а затем, когда тот превращается обратно в человека, выходит за него замуж, и они вместе уезжают в это королевство. Сам по себе подобный детский брак, конечно, выглядит странно, но сделаем скидку на то, что на дворе всё-таки был 1816 год и тогда к ранним бракам относились снисходительно. Тем не менее классика, пусть она и признанная, и проверенная временем, если углубиться, иногда содержит в себе массу странностей, пробелы и целые сюжетные ямы.
#рецензии #классика