Публикации
2022-12-12 20:00 Впечатления

Марта и почти взросление

Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это — днём ставить вальс, вечером проливать кофе на стул, а ночью спать на кухне под столом? Мы тоже нет. А задумывались, каково взрослеть? Обозреватель «ЛИФТА» Евгений Тулисов в рецензии на дилогию Дарьи Варденбург рассказывает об этом вместе с главной героиней.

«Динамичная, как ни на что не похожий танец на школьном конкурсе» — такими словами в аннотации к книге Дарьи Варденбург «Марта с черепами» описана история шестнадцатилетней героини. На самом деле это далеко не просто танец, пусть даже и безумный — это маленькая жизнь, разнообразная, как и музыка к вальсу, который в кульминации повествования танцует Марта: «До мажор» Сергея Курёхина вперемешку с сиртаки, Майклом Джексоном, «Гражданской обороной», Бейонсе, «Битлз», Высоцким, японским панк-роком, немецким хип-хопом и чёрт знает чем ещё.

О Марте есть уже две книги: «Марта с черепами» и «Марта и полтора убийства». И хотя перед нами явная дилогия, два текста сильно отличаются друг от друга. Каждый — совершенно особый мир. Но почему? А потому что главная героиня-рассказчица взрослеет, и её мироощущение меняется.

Родители Марты вместе не живут, сама девочка спит под столом на кухне у папы; она бунтует и, как многие в её возрасте, хочет управлять своей жизнью самостоятельно. Именно поэтому Марта забрасывает учёбу, а вскоре и вовсе переходит из элитарной школы в обычную, где разворачиваются все приключения первой книги.

Как таковой главной сюжетной линии в «Марте с черепами» нет. Мы видим моменты из жизни, а то и просто мысли героини в хронологической последовательности. Марта идёт в школу — начинается линия школьных событий, а вечером она возвращается домой, где развивается семейный мотив. Обе линии иногда пересекаются, а иногда идут параллельно друг другу, что и создаёт атмосферу настоящей повседневности, не ограниченной условной литературной структурой.

Персонажей, которые активно действуют всю книгу не так уж много: родители и двое друзей — Лусинэ и Денис. Оба друга, к счастью, не пустышки. Они не просто нужны главной героине для хэппи-энда и всю историю будут геройствовать ради неё. Между ними происходят конфликты и недопонимания. Кроме того, с Денисом выходит не так, как в десятках остальных янг-эдалт книгах, где лучший друг, всё повествование бежавший рядом с героиней, в конце заводит с ней отношения.

С любовью в дилогии в целом дела обстоят оригинально: сначала есть лишь предпосылки к романтическим эпизодам, а потом, внезапно, за одно предложение мы узнаём, что Марта уже начала встречаться с Рыжим — хулиганистым и бойким парнем, хотя несколько глав назад только грезила этим. И с такой же скоростью её отношения позднее заканчиваются. Буквально за абзац героиня понимает, что теперь они ей в тягость, и спешит их завершить. Но произвольность книге даже на руку, ведь похожие истории нередко случаются и в действительности!

Дилогию можно сравнить с помадой цвета «сумасшедший арбуз», которую так любила бабушка Марты: что-то неожиданное, забавное и застающее врасплох. Всю книгу мы видим, как героиня сталкивается с вещами, которых искренне не понимает, и в этот момент мы слышим её внутренний голос. Например, её мысли про отношения родителей:

Признать, что они друг для друга никуда больше не годятся, и объявить развод родители почему-то не хотели. Возможно, для некоторых людей объявить такое слишком страшно.

Причём в книге не сказано, почему родители вместе не живут, кто кому жизнь испортил и так далее. И этот приём даёт нам возможность посмотреть на ситуацию именно со стороны подростка Марты, которая любит и маму, и папу, хочет вновь жить полной семьёй. Есть ли шанс, что родители перегорят, помирятся и снова будут жить вместе? — спрашивает она себя.

Первая книга не заканчивается хэппи-эндом: родители не съезжаются (вообще к какому-либо итогу своих отношений не приходят), Марта не обретает любовь всей своей жизни, а друзья разъезжаются на лето кто куда. Зато сама героиня как будто счастлива. Она отправляется со своей лучшей подругой Никой на дачу.

«Марта и полтора убийства» — вторая книга, почти прямое продолжение первой. Подруга Ника более полно раскрывается именно тут, изначально она эпизодический персонаж.

Летняя идиллия в дачном посёлке резко прерывается. Происходит убийство, которое потрясает всех. В сообщении подруге Марта пишет «мужика кокнули», потому что «мужчину убили» звучит слишком страшно. Нетрудно догадаться, что здесь появляется детективная составляющая и весь сюжет становится куда серьёзнее, нежели в первой книге — это вам не куклу из старой школы забирать.

У Марты теперь целая компания новых друзей, которые за двести страниц смогли раскрыться и не надоесть. Да, личную драму каждого мы не узнаем, но характер у них есть: заботливая Варвара, непоседливые братья Пётр и Леонид, ответственный Максим... Нет персонажей, которых было бы слишком много или наоборот мало — все приходятся к месту.

Формат второй книги по сравнению с первой тоже изменился. Теперь это не набор последовательных моментов из жизни, а цельное повествование по дням, подобное дневнику. Но самое интересное, пожалуй, заключено непосредственно в Марте. В «Полтора убийства» она стала более осознанной и вдумчивой, даже в чём-то сентиментальной!

Вновь возникает любовная линия, но она уже куда глубже своей предшественницы из предыдущей книги. Романтическая история развивается на протяжении всего повествования, а Марту ждут по-настоящему сильные чувства.

Я не знаю, что он сейчас чувствует и о чём думает, но знаю, что вот так ехать с ним и молчать очень спокойно.

Героиня стала попросту глубже: она вполне может начать размышлять о взрослении, пока смотрит в зеркало, или даже вмешаться в выборы главы правления. А один раз она вообще рассуждает о политике Сталина, пока едет в автобусе.

Я почему-то уверена, что после сегодняшних событий должна была измениться. Повзрослеть. — к такому выводу приходит рассказчица перед зеркалом.

Но вместе с этим Марта остаётся авантюрной. Естественно, она решает искать убийцу, как и велят законы жанра.

Всё объяснимо, и это как-то разочаровывает. — заключает Марта в первой книге. Но стоит только взять вторую, и там неизвестность пугает до ужаса. Такое противоречие и есть мир, где живёт главная героиня — мир взросления. Мир неоднозначный и полный тайн, многие из которых мы, подростки, ещё даже не успели открыть.

Это же говорит себе Марта перед тем, как пуститься в погоню за убийцей. Точно так же думала она и во время головокружительного вальса из первой части.

Всё объяснимо, и это как-то разочаровывает — девиз не одной Марты. За её образом скрывается целое поколение таких же решительных мечтателей-подростков.

#литературадляподростков #современнарусскаяпроза #рецензии #подборки #вопросыпсихологии