Публикации
2023-03-29 11:47 Диалоги

Литература, которая гуляет сама по себе: Ольга Рыбкина о книгах на заказ

Самиздат — благодаря интернету сегодня всё больше авторов уходят в эту сферу, ему порой предпочитают книги от издательств читатели, но что скрывается за всеми плюсами независимого писательского пути? В серии интервью нашего корреспондента Дании «Литература, которая гуляет сама по себе» авторы самиздата говорят о своём творчестве и взглядах на современную книжную индустрию.
Ольга Рыбкина — редактор, писатель. Она пишет книги на заказ, руководит командой и реализовывает книжные проекты во многих сферах: предпринимательство, здоровый образ жизни, психология, организация праздников и других. Как ей удаётся всё совмещать и в чём именно заключается её подход к литературе?
Как вы пришли к писательству? В каком возрасте начали творить, считаете ли это делом своей жизни?

Я долгое время верила, что писательство — это не для меня. Казалось, что писатели — очень талантливые люди, которых, как говорится, «Бог поцеловал в темечко». Но, примерно в 2016-2017 годах я стала подозревать, что это не совсем так, потому что столкнулась с современной литературой и заметила, насколько она незамысловата. Для меня это было некоторым откровением, после чего я задумалась: «А почему я не напишу книгу?» В 2019 году пришла мысль попробовать подработать в издательстве, а ровно через две недели мне написала знакомая, спросила, могу ли я помочь ей оформить книгу. Именно с этого всё и началось.

В каком жанре вам больше нравится писать и почему?

Мне очень нравится писать рассказы, я не марафонец, браться за роман, честно говоря, страшновато. Я знаю, как работать с таким страхом, но пока формат рассказов меня устраивает. Не исключаю, что когда-нибудь напишу роман, но пока пишу их исключительно на заказ. По какой-то причине для заказчиков я могу писать объёмные тексты, но для себя не особо получается.

Какие трудности, по вашему мнению, есть в работе писателя?

С точки зрения писателя я могу сказать, что бывает сложно подобрать нужные слова, определения. Лично мне очень трудно описывать природу. Этот пробел я планирую восполнять чтением книг о природе. Следующая трудность заключается в саморедактуре — в том, чтобы её вовремя закончить. Я знаю писателей, которые три месяца пишут свою повесть, а потом полгода её редактируют, и это не есть хорошо.

С точки зрения редактора могу сказать, что трудность писателей — в скудости речи, когда у читателя не возникает картинки из-за нехватки описаний, либо же, напротив, в чрезмерном использовании деталей, когда читателю не остаётся и шанса на полёт фантазии.

Какими писателями вы восхищаетесь? Кто для вас пример для подражания и есть ли он вообще?

Не могу сказать, что я прямо восхищаюсь, но очень люблю Стивена Кинга — наслаждаюсь его стилем. Также стилистически мне очень нравится Халед Хоссейни, при чтении его книг картинка в голове сразу же рисуется.

Помимо них мне ещё нравится Ремарк, я прочитала все его книги, как раз он больше отзывается не стилем, а именно содержанием. А примеров для подражания у меня нет, я сама для себя пример.

Есть мнение, что среди самиздата много графомании и некачественной литературы, потому что книги не проходят какого-то фильтра. Согласны ли вы с этим? И насколько в действительности на ваш взгляд важен этот самый редакторский «фильтр»?

Могу сказать, что некачественная литература бывает и у книг из крупных издательств, это не свойство исключительно самиздата. Я видела у реально крупных российских издательств такие проекты, что мои редакторские глаза не выдерживали.

Я считаю самиздат шикарной возможностью для многих авторов выпустить свою книгу. В советское время это было чрезвычайно сложно. Чтобы твою книгу напечатали, надо было состоять в Союзе писателей, куда ещё попробуй попади, а сейчас действительно есть возможность быстро воплотить мечту в жизнь. Сказать себе: «Я молодец!»

Как редактор я считаю, что абсолютно любая книга должна быть вычитана. Без редактуры рукопись так и остаётся рукописью и лишь после работы редактора становится книгой.

Как вы решились помогать другим писателям? Расскажите, пожалуйста, побольше о своей работе.

Дело в том, что изначально я даже не знала, что можно быть коммерческим писателем — сама жизнь меня подтолкнула к этому. Со второго курса университета я работаю: сначала репортёром, потом редактором журналов.

С 2019 года я работаю с книгами, почти сорок проектов реализовано. Самое сложное в моей работе — это слушать заказчика, ведь у каждого автора и редактора своё видение идеи, но заказчик всегда прав. Поэтому надо много раз подумать, прежде чем браться за что-то. У меня бывали ситуации, когда я не видела абсолютно никакого здравого смысла в какой-либо фразе, но приходилось оставлять, потому что заказчик говорил: «Я так хочу, я так вижу».

Как выглядит сам процесс? Можете привести пример?
Ольга Рыбкина: Приходит ко мне заказчик, допустим, предприниматель. И сообщает, что хочет книгу о себе, о своём жизненном пути, с советами для начинающих предпринимателей. Мы составляем структуру книги, я провожу интервью и пишу главы. Часто, до заключения договора, я пишу тестовую главу, чтобы заказчик понял, насколько мы подходим друг другу по стилю, по формату работы.

Когда написаны все главы, собираем их, опираясь на структуру, проводим редактуру, корректуру, потом идёт вёрстка. Ну и отправляем в печать, если заказчик решил, что книга будет печатной. Дальше я помогаю в продвижении книги, у меня есть команда, состоящая и из дизайнеров, и из копирайтеров. То есть мы полностью выполняем работу, что называется, «под ключ».

Планируете ли вы в будущем обращаться к различным издательствам для публикации своего произведения? Почему?
К издательствам я обращаться не планирую, буду работать с ними, только если они попросят, и то подумаю. Честно, не очень хочется передавать кому-то права на собственную книгу.
Поэтому мне импонирует самиздат: нет никаких ограничений. Я считаю, что самиздат может помочь не только выпустить книгу, но и заработать на ней.

Какой совет вы дали бы себе пятилетней давности, если могли бы связаться с собой из прошлого?

Это был очень сложный жизненный период для меня, в 2016 году у меня родился особенный ребенок, мы много пережили. 2017-2018 годы — это были попытки найти себя, кажется, будто я в это время не жила, ведь основной моей целью было добиться того, чтобы мой сын жил.
Я бы хотела самой себе сказать: «Ты молодец, ты герой, ты победила недуг своего сына и прими эту медаль, носи её с гордостью. У тебя всё получится, садись и пиши книгу, о том, что у тебя произошло. Смело заявляй о себе в социальных сетях, люди за тобой пойдут. Помни, что ты очень талантливый редактор и писатель!»
#интервью #творческийпроцесс #современнаярусскаяпроза