Что это значит — быть современной российской инди-группой? Как искать своего слушателя, своё музыкальное сообщество и можно ли сегодня измерить популярность? Об этом и многом другом нам удалось поговорить с участниками группы «ЯЛО» — фронтвумен Ольгой Бойковой и саунд-продюсером, гитаристом Кристиной Зарубиной. «ЯЛО» — молодая фанк-рок группа из Москвы, которая за последний год дала восемнадцать концертов в разных городах, а совсем недавно выпустила сингл «Мир фиолетовый»
Мария: В интервью на портале «Многобукв» вы говорили, что с детства хотели заниматься музыкой. Вот такой вопрос – счастлив ли ваш внутренний ребёнок сейчас от этого и требует ли музыкальная индустрия быть взрослым?
Оля: Счастлив, скорее, не ребёнок, счастлив взрослый, потому что это именно мечта взрослого – оставить что-то после себя. И я как творец от этого счастлива. Но как взрослый творец я понимаю, что это очень сложно. Вот ты выпустил релиз – ты счастлив. Через секунду это счастье улетучивается, потому что следующие две недели ты должен делать так, чтобы твою музыку слушали: отвечать на комментарии, заниматься продвижением.
Кристина: Но ты всё равно счастлив, потому что у тебя вышел какой-то продукт. А вот дальше наступает момент столкновения с публикой и музыкальными редакциями – момент, когда надо не побояться и показать своё творение миру.
Мария: Процитирую строчку из вашей песни «Я в невесомости»: «Вы все умели лишь сравнивать. Зря». И, вот, сравнивая себя с другими группами, в чём вы видите свою уникальность, свою сверхцель, и кто из коллег по цеху вас вдохновляет?
Оля: Все лекции по музыкальному продвижению начинаются с этого вопроса. На самом деле мы абсолютно ни на кого не ориентируемся и не ориентировались. У нас удивительным образом получилось сочетать грустные тексты с мажорными аккордами. Это сложно, это просто безумно сложно в плане создания музыки. Я-то текст написала, мелодию напела, а потом Кристине это всё разбирать и превращать в аранжировку. Та же песня «Я в невесомости» несколько раз меняет своё звучание. Нам кто-то писал: «Фигня какая-то, а не песня. Пока слушал – три раза поменялась!».
Кристина: Я со своей стороны скажу, что у меня, конечно, есть определённые ориентиры с точки зрения звукорежиссуры. А по поводу звучания – я всё время анализирую, какое звучание сейчас в моде, какие тренды применены. То есть, в какой-то степени, мы умышленно уходим от современных тенденций, чтобы не быть ни на кого похожими.
Мария: Кристина, а кто вас вдохновляет?
Кристина: Меня Оля вдохновляет!
Оля смеётся
Оля: Счастлив, скорее, не ребёнок, счастлив взрослый, потому что это именно мечта взрослого – оставить что-то после себя. И я как творец от этого счастлива. Но как взрослый творец я понимаю, что это очень сложно. Вот ты выпустил релиз – ты счастлив. Через секунду это счастье улетучивается, потому что следующие две недели ты должен делать так, чтобы твою музыку слушали: отвечать на комментарии, заниматься продвижением.
Кристина: Но ты всё равно счастлив, потому что у тебя вышел какой-то продукт. А вот дальше наступает момент столкновения с публикой и музыкальными редакциями – момент, когда надо не побояться и показать своё творение миру.
Мария: Процитирую строчку из вашей песни «Я в невесомости»: «Вы все умели лишь сравнивать. Зря». И, вот, сравнивая себя с другими группами, в чём вы видите свою уникальность, свою сверхцель, и кто из коллег по цеху вас вдохновляет?
Оля: Все лекции по музыкальному продвижению начинаются с этого вопроса. На самом деле мы абсолютно ни на кого не ориентируемся и не ориентировались. У нас удивительным образом получилось сочетать грустные тексты с мажорными аккордами. Это сложно, это просто безумно сложно в плане создания музыки. Я-то текст написала, мелодию напела, а потом Кристине это всё разбирать и превращать в аранжировку. Та же песня «Я в невесомости» несколько раз меняет своё звучание. Нам кто-то писал: «Фигня какая-то, а не песня. Пока слушал – три раза поменялась!».
Кристина: Я со своей стороны скажу, что у меня, конечно, есть определённые ориентиры с точки зрения звукорежиссуры. А по поводу звучания – я всё время анализирую, какое звучание сейчас в моде, какие тренды применены. То есть, в какой-то степени, мы умышленно уходим от современных тенденций, чтобы не быть ни на кого похожими.
Мария: Кристина, а кто вас вдохновляет?
Кристина: Меня Оля вдохновляет!
Оля смеётся
Мария: Посты в ваших соцсетях показывают большие успехи группы за этот год – у вас появился новый менеджер и концертный директор, прошло восемнадцать концертов, был выпущен клип. Как получилось собрать вокруг себя людей, которые готовы совершенствоваться, расти и заниматься общим делом?
Кристина: Собрать команду, поймать общий вайб и общую волну – это очень сложно, и порой на это уходит очень много времени. И, я, наверное, от себя скажу, что это судьба. Больше никак это назвать нельзя.
Оля: Концертный директор нашёл нас сам. Мы совершенно случайно попались ей на Яндекс.Волне, когда у нас было шестьдесят слушателей в месяц, и она позвала нас выступить на своём мероприятии.
Кристина: С менеджером мы познакомились в «ВК». Он был нашим слушателем, кидал нам смешные мемы про группу, монтировал милые ролики, и Оля предложила взять его в команду.
Оля: Барабанщика мы нашли за несколько дней до первого концерта.
Кристина: Тогда оставалась одна репетиция , и мы прямо перед ней нашли человека по объявлению.
Оля: Приехал джентльмен в котелке и в костюме. И в тот день, когда он порепетировал с нами, сказал: «Вы не представляете, скольким группам мне придётся отказать». Мы ему даже не предлагали оставаться, и вот так случилось, что он остался.
Кристина: Это правда судьба.
Оля: Гитариста тоже нашли по объявлению – на базе, где мы репетировали. Ребята, не поверите, в XXI веке это до сих пор работает. Я просто написала от руки объявление на клочке бумаги, повесила на доску и прикрепила пином. И через пару недель приходит от него сообщение: «Мне нравится фанк».
Кристина: Это тоже было перед концертом.
Оля: Я была в шоке. С первого раза всё сыграл, хотя практически не готовился – просто с лёту. Спрашиваю: «Кто ты по образованию?». Он говорит: «Филолог». Это судьба. Это просто судьба.
Мария: У меня вопрос про слушателей. Что вы можете сказать о вашем слушателе, какой он? Такой, каким вы его себе представляли, или какой-то другой? Какие чувства люди испытывают, слушая вашу музыку?
Оля: Мы вообще сначала думали, что нас будут слушать только подростки. Но, так случилось, что стали подключаться взрослые люди. Для нас было неожиданностью, что 80% наших слушателей – это мужчины, причём старше 23 лет, но это в VK Music, а в «Яндексе», например, 60% наших слушателей – женщины. То есть у каждой музыкальной площадки своя аудитория.
Кристина: Не могу сказать точно, какие они испытывают чувства, но мы ощутили серьёзную ответственность, когда нам прислали запись, где ребёнок играет на клавишах нашу песню, к которой сам подобрал аккорды.
Мария: Медийной личностью быть непросто, из чего следует вопрос: как правильно выстроить позиционирование, чтобы не дать себя задеть? Как справляться с рутиной?
Кристина: Все видят только верхушку айсберга, что концерт – это яркое зрелище: всё красиво, лазеры светят. А на самом деле каждый день ты репетируешь, каждый день думаешь о том, как сделать выступление идеальным. Каждый день ты рассылаешь свои треки, пишешь пресс-релизы, подаёшься на фестивали. Это огромная рутина. Кто-то может подумать: «гитару взял, три аккорда сыграл, похлопали и всё»... И комментарии сыпятся: «Классно, можешь приехать ко мне на корпоратив? Я тебе заплачу миллионы». Сейчас путь произведения от исполнителя к слушателю стал короче. Но всё равно нужно приложить максимум усилий, чтобы быть услышанным. Чтобы везде, куда бы ни обратился слушатель, была информация о твоей группе.
Оля: Мы ведём контент-план по шести социальным сетям, это муторно. И это занимает несколько часов в день. Просто вдумайтесь – несколько часов в день ты должен заниматься музыкальной группой, которая тебе не приносит практически ничего. Никаких денег. Порой эта рутина заставляет плакать, и это нормально. Создание музыки – это тоже рутина.
Кристина: Я каждый день делаю одно и то же. Из концерта в концерт, из записи в запись. Но я к этому шла, я этого добилась, и мне это нравится. Как бы я ни плакала, я всё равно получаю удовольствие.
Кристина: Собрать команду, поймать общий вайб и общую волну – это очень сложно, и порой на это уходит очень много времени. И, я, наверное, от себя скажу, что это судьба. Больше никак это назвать нельзя.
Оля: Концертный директор нашёл нас сам. Мы совершенно случайно попались ей на Яндекс.Волне, когда у нас было шестьдесят слушателей в месяц, и она позвала нас выступить на своём мероприятии.
Кристина: С менеджером мы познакомились в «ВК». Он был нашим слушателем, кидал нам смешные мемы про группу, монтировал милые ролики, и Оля предложила взять его в команду.
Оля: Барабанщика мы нашли за несколько дней до первого концерта.
Кристина: Тогда оставалась одна репетиция , и мы прямо перед ней нашли человека по объявлению.
Оля: Приехал джентльмен в котелке и в костюме. И в тот день, когда он порепетировал с нами, сказал: «Вы не представляете, скольким группам мне придётся отказать». Мы ему даже не предлагали оставаться, и вот так случилось, что он остался.
Кристина: Это правда судьба.
Оля: Гитариста тоже нашли по объявлению – на базе, где мы репетировали. Ребята, не поверите, в XXI веке это до сих пор работает. Я просто написала от руки объявление на клочке бумаги, повесила на доску и прикрепила пином. И через пару недель приходит от него сообщение: «Мне нравится фанк».
Кристина: Это тоже было перед концертом.
Оля: Я была в шоке. С первого раза всё сыграл, хотя практически не готовился – просто с лёту. Спрашиваю: «Кто ты по образованию?». Он говорит: «Филолог». Это судьба. Это просто судьба.
Мария: У меня вопрос про слушателей. Что вы можете сказать о вашем слушателе, какой он? Такой, каким вы его себе представляли, или какой-то другой? Какие чувства люди испытывают, слушая вашу музыку?
Оля: Мы вообще сначала думали, что нас будут слушать только подростки. Но, так случилось, что стали подключаться взрослые люди. Для нас было неожиданностью, что 80% наших слушателей – это мужчины, причём старше 23 лет, но это в VK Music, а в «Яндексе», например, 60% наших слушателей – женщины. То есть у каждой музыкальной площадки своя аудитория.
Кристина: Не могу сказать точно, какие они испытывают чувства, но мы ощутили серьёзную ответственность, когда нам прислали запись, где ребёнок играет на клавишах нашу песню, к которой сам подобрал аккорды.
Мария: Медийной личностью быть непросто, из чего следует вопрос: как правильно выстроить позиционирование, чтобы не дать себя задеть? Как справляться с рутиной?
Кристина: Все видят только верхушку айсберга, что концерт – это яркое зрелище: всё красиво, лазеры светят. А на самом деле каждый день ты репетируешь, каждый день думаешь о том, как сделать выступление идеальным. Каждый день ты рассылаешь свои треки, пишешь пресс-релизы, подаёшься на фестивали. Это огромная рутина. Кто-то может подумать: «гитару взял, три аккорда сыграл, похлопали и всё»... И комментарии сыпятся: «Классно, можешь приехать ко мне на корпоратив? Я тебе заплачу миллионы». Сейчас путь произведения от исполнителя к слушателю стал короче. Но всё равно нужно приложить максимум усилий, чтобы быть услышанным. Чтобы везде, куда бы ни обратился слушатель, была информация о твоей группе.
Оля: Мы ведём контент-план по шести социальным сетям, это муторно. И это занимает несколько часов в день. Просто вдумайтесь – несколько часов в день ты должен заниматься музыкальной группой, которая тебе не приносит практически ничего. Никаких денег. Порой эта рутина заставляет плакать, и это нормально. Создание музыки – это тоже рутина.
Кристина: Я каждый день делаю одно и то же. Из концерта в концерт, из записи в запись. Но я к этому шла, я этого добилась, и мне это нравится. Как бы я ни плакала, я всё равно получаю удовольствие.
Мария: Теперь вопрос к Оле как к автору: каким образом вы трансформируетесь в «лирическое я», в героинь ваших песен? Как они рождаются в вашей голове и насколько в этой трансформации вы честны со слушателем?
Оля: Я же писатель в первую очередь. Поэтому мои песни, можно сказать, написаны в жанре автофикшен. Я могу видеть себя со стороны, я могу видеть со стороны других людей и переплетать реальность с вымыслом, чтобы гиперболизировать её. Мне не нужно быть для этого честной. Недавно я ехала с таксистом, он с дочкой разговаривал:
– Папа, а ты где едешь?
– Я скоро буду, всё, это… жди меня.
– А кого ты везёшь?
– Тётеньку везу.
– А покажи тётеньку.
– Я не буду показывать тётеньку, всё, я скоро приеду.
– Ну покажи тётеньку, ну папа!
А я сижу на пассажирском месте и улыбаюсь. И вот эти моменты, когда ты можешь влиться в чью-то жизнь на секундочку, – это для меня очень ценно. Я всё это записываю, и, когда рождается песня, она чаще всего не про меня – она про что-то за стенкой, что-то услышанное когда-то и трансформированное со временем. Оно трансформируется в фоновом режиме, а потом «бац!» и падает на голову.
Мария: Вы считаете себя больше известной или неизвестной группой? Есть ли пункт «популярность» в сверхцелях вашей группы как проекта и вашего творчества в целом?
Оля: У любого творца есть такая цель – чтобы произведение услышало как можно больше людей, увидело как можно больше людей. Это не значит, что ты популярный, это значит, что ты сделал отметку в истории человечества и сказал: «я существую».
Кристина: Раньше как популярность измеряли – существовала такая теория, что чтобы быть известным, надо, чтобы тебя увидел миллион человек по телевизору или на концертах. А сейчас как понять, что ты популярен. Наверное, только если ты выходишь из дома и тебя начинают узнавать. Только так. Я пока этого не чувствую. Сейчас очень сложно понять, по каким критериям измерять уровень популярности.
Оля: Например, «Яндекс. Музыка» у нас есть. И если у человека там двести тысяч слушателей, это вообще не показатель того, что его кто-то знает. Бывает такое, что даже карточка артиста не привязана, никакой паблик не привязан. Люди просто слушают и всё: они не знают, кого они слушают, и что этот человек вообще даёт концерты.
Кристина: Мы не стремимся быть вот прям в секунду популярными и известными.
Оля: Популярность – это ответственность в первую очередь. Если артист давал концерты для десяти друзей, а затем песня завирусилась, и его пригласили в Олимпийский, не факт, что его внутренний стержень будет к этому готов. Поэтому мы идём вперёд маленькими, но уверенными шагами.
Кристина: Независимый артист на то и независимый, чтобы в любой ситуации он мог спасти себя сам. Но на это тоже нужны силы, и мы их сейчас потихоньку наращиваем.
Оля: Как сахарную вату.
Мария: Как развиваться молодым музыкантам, что им делать, к кому им бежать, чтобы получить совет от людей, которые уже имеют опыт... что вы можете посоветовать ребятам?
Кристина: Дело в том, что люди хранят кучу демок у себя на компьютере – это как писать в стол, ну, вы как писатели меня поймёте. Создают демки, никому не показывают, максимум – своим близким… и не могут закончить ни один проект. Вот на этом этапе главное – закончить хотя бы что-то, чтобы был какой-то продукт, который можно нести дальше. Надо преодолеть себя и не побояться показать своё творчество.
Оля: У меня часто спрашивают «Как думаешь, стоит ли мне продолжать заниматься музыкой?».
Кристина: Да, это, кстати, очень популярный вопрос, почему-то люди хотят переложить ответственность на другого человека.
Оля: Как будто я какой-то волшебник, который может решить – «Вася, тебе больше не нужно этим заниматься. Бросай! Иди на завод».
Кристина: Никакой эксперт не должен этого делать. Это же просто взять на себя ответственность за решение всей жизни другого человека.
Мария: Вы можете сейчас дать один общий ответ для всех ребят, кто вам писал?
Оля: Я отвечаю вопросом на вопрос на самом деле. Спрашиваю: «Для чего ты вообще занимаешься музыкой?». Большинство музыкантов отвечает: «Ну, чтоб слушали». Или: «Ну, чтобы... Чтобы выпустить». А почему не выпускаешь? Боюсь критики. Но если ты боишься критики - подумай, нужно ли тебе вообще этим заниматься. Потому что чем больше будет положительных отзывов, тем больше будет и отрицательных. И нужно быть готовым это принимать. Хрупкого человека это может сломать. Начинающему музыканту важно попасть в музыкальное комьюнити, хотя бы одной ногой. Почему мы выступаем на квартирниках, где иногда даже нет подключения в колонки? Потому что это – развитие комьюнити. Это даже не столько опыт, сколько знакомства. Можно сделать совместный концерт, можно совместный трек для обмена аудиторией. Музыканту не нужно отказываться от таких возможностей. Когда начинаешь серьезно заниматься любимым делом, начинают открываться возможности. Ты просто купил гитару, и тебе везде потом говорят: купите струны, вступите в клуб. Расскажите об этом в соцсетях: «Ребята, с этого дня я учу аккорды». Важно просто хотя бы поделиться – это первая мотивация. Обязательно найдётся кто-то, кто поддержит вас и скажет: «Ой, а давай соберём с тобой группу?» Да, она, возможно, развалится двести тысяч раз, но зато вы получите опыт. Самое главное – не создавать музыку и не играть с теми, кто с вами из жалости или «по приколу». Потому что сначала у этого человека пропадёт мотивация, потом у вас, а затем и вовсе пропадёт желание заниматься музыкой.
Кристина: Наш первый альбом четыре года ждал своего часа, от нас несколько лет сбегали музыканты, никто не хотел с нами играть, потому что мы искали тех, кому будет с нами интересно. А на самом деле подход неверный. Правильно искать тех, кому будет интересно с твоей музыкой.
Оля: Я же писатель в первую очередь. Поэтому мои песни, можно сказать, написаны в жанре автофикшен. Я могу видеть себя со стороны, я могу видеть со стороны других людей и переплетать реальность с вымыслом, чтобы гиперболизировать её. Мне не нужно быть для этого честной. Недавно я ехала с таксистом, он с дочкой разговаривал:
– Папа, а ты где едешь?
– Я скоро буду, всё, это… жди меня.
– А кого ты везёшь?
– Тётеньку везу.
– А покажи тётеньку.
– Я не буду показывать тётеньку, всё, я скоро приеду.
– Ну покажи тётеньку, ну папа!
А я сижу на пассажирском месте и улыбаюсь. И вот эти моменты, когда ты можешь влиться в чью-то жизнь на секундочку, – это для меня очень ценно. Я всё это записываю, и, когда рождается песня, она чаще всего не про меня – она про что-то за стенкой, что-то услышанное когда-то и трансформированное со временем. Оно трансформируется в фоновом режиме, а потом «бац!» и падает на голову.
Мария: Вы считаете себя больше известной или неизвестной группой? Есть ли пункт «популярность» в сверхцелях вашей группы как проекта и вашего творчества в целом?
Оля: У любого творца есть такая цель – чтобы произведение услышало как можно больше людей, увидело как можно больше людей. Это не значит, что ты популярный, это значит, что ты сделал отметку в истории человечества и сказал: «я существую».
Кристина: Раньше как популярность измеряли – существовала такая теория, что чтобы быть известным, надо, чтобы тебя увидел миллион человек по телевизору или на концертах. А сейчас как понять, что ты популярен. Наверное, только если ты выходишь из дома и тебя начинают узнавать. Только так. Я пока этого не чувствую. Сейчас очень сложно понять, по каким критериям измерять уровень популярности.
Оля: Например, «Яндекс. Музыка» у нас есть. И если у человека там двести тысяч слушателей, это вообще не показатель того, что его кто-то знает. Бывает такое, что даже карточка артиста не привязана, никакой паблик не привязан. Люди просто слушают и всё: они не знают, кого они слушают, и что этот человек вообще даёт концерты.
Кристина: Мы не стремимся быть вот прям в секунду популярными и известными.
Оля: Популярность – это ответственность в первую очередь. Если артист давал концерты для десяти друзей, а затем песня завирусилась, и его пригласили в Олимпийский, не факт, что его внутренний стержень будет к этому готов. Поэтому мы идём вперёд маленькими, но уверенными шагами.
Кристина: Независимый артист на то и независимый, чтобы в любой ситуации он мог спасти себя сам. Но на это тоже нужны силы, и мы их сейчас потихоньку наращиваем.
Оля: Как сахарную вату.
Мария: Как развиваться молодым музыкантам, что им делать, к кому им бежать, чтобы получить совет от людей, которые уже имеют опыт... что вы можете посоветовать ребятам?
Кристина: Дело в том, что люди хранят кучу демок у себя на компьютере – это как писать в стол, ну, вы как писатели меня поймёте. Создают демки, никому не показывают, максимум – своим близким… и не могут закончить ни один проект. Вот на этом этапе главное – закончить хотя бы что-то, чтобы был какой-то продукт, который можно нести дальше. Надо преодолеть себя и не побояться показать своё творчество.
Оля: У меня часто спрашивают «Как думаешь, стоит ли мне продолжать заниматься музыкой?».
Кристина: Да, это, кстати, очень популярный вопрос, почему-то люди хотят переложить ответственность на другого человека.
Оля: Как будто я какой-то волшебник, который может решить – «Вася, тебе больше не нужно этим заниматься. Бросай! Иди на завод».
Кристина: Никакой эксперт не должен этого делать. Это же просто взять на себя ответственность за решение всей жизни другого человека.
Мария: Вы можете сейчас дать один общий ответ для всех ребят, кто вам писал?
Оля: Я отвечаю вопросом на вопрос на самом деле. Спрашиваю: «Для чего ты вообще занимаешься музыкой?». Большинство музыкантов отвечает: «Ну, чтоб слушали». Или: «Ну, чтобы... Чтобы выпустить». А почему не выпускаешь? Боюсь критики. Но если ты боишься критики - подумай, нужно ли тебе вообще этим заниматься. Потому что чем больше будет положительных отзывов, тем больше будет и отрицательных. И нужно быть готовым это принимать. Хрупкого человека это может сломать. Начинающему музыканту важно попасть в музыкальное комьюнити, хотя бы одной ногой. Почему мы выступаем на квартирниках, где иногда даже нет подключения в колонки? Потому что это – развитие комьюнити. Это даже не столько опыт, сколько знакомства. Можно сделать совместный концерт, можно совместный трек для обмена аудиторией. Музыканту не нужно отказываться от таких возможностей. Когда начинаешь серьезно заниматься любимым делом, начинают открываться возможности. Ты просто купил гитару, и тебе везде потом говорят: купите струны, вступите в клуб. Расскажите об этом в соцсетях: «Ребята, с этого дня я учу аккорды». Важно просто хотя бы поделиться – это первая мотивация. Обязательно найдётся кто-то, кто поддержит вас и скажет: «Ой, а давай соберём с тобой группу?» Да, она, возможно, развалится двести тысяч раз, но зато вы получите опыт. Самое главное – не создавать музыку и не играть с теми, кто с вами из жалости или «по приколу». Потому что сначала у этого человека пропадёт мотивация, потом у вас, а затем и вовсе пропадёт желание заниматься музыкой.
Кристина: Наш первый альбом четыре года ждал своего часа, от нас несколько лет сбегали музыканты, никто не хотел с нами играть, потому что мы искали тех, кому будет с нами интересно. А на самом деле подход неверный. Правильно искать тех, кому будет интересно с твоей музыкой.