Самиздат — благодаря интернету сегодня всё больше авторов уходят в эту сферу, ему порой предпочитают книги от издательств читатели, но что скрывается за всеми плюсами независимого писательского пути? В серии интервью нашего корреспондента Дании «Литература, которая гуляет сама по себе» авторы самиздата говорят о своём творчестве и взглядах на современную книжную индустрию.
Рия Миллер — автор саги «Вкус ночи», пишет в жанрах тёмного фэнтези, триллера и мистики. Вампиры — это её тематика. Путаницы и лабиринты? Да пожалуйста. Однако почему эта молодая писательница, на творчество которой есть большое количество положительных отзывов, не стремится публиковаться в издательстве?
Как вы пришли к писательству? В каком возрасте начали творить, с самого ли начала считали это делом всей своей жизни?
В литературу я пришла, когда мне было где-то двенадцать-тринадцать лет. Начала я с устных рассказов, но спустя время, после смерти близкого человека, поняла, что хочу вернуться в эту сферу, которую забросила, хочу написать то, что не успела прежде. И нет, я не считала писательство своим делом с самого начала. Думала, что не достойна его, ведь родилась не Достоевским и Толстым, но потом поняла, что неважно, кто ты, главное — твоя собственная душа и мысли. Пусть сперва у тебя криво всё выходит на бумаге, но самое важное, что тебе есть, что рассказать и чем поделиться.
В каком жанре вам больше нравится писать и почему?
Я пока не нашла какой-то один свой конкретный жанр и не могу точно сказать, какой нравится больше. После того, как я завершу свою первую трилогию «Вкус ночи» в жанре тёмного фэнтези, хочу попробовать себя в триллерах и детективах.
Какое ваше произведение вы считаете самым удачным? Почему? Что оно для вас значит?
Рия Миллер: На данный момент у меня не так много написанных работ. В основном это какие-нибудь зарисовки, рассказы и стихи. Конечно, сколько бы я потом ни писала, самым значимым и сложным произведением останется моя вампирская трилогия «Вкус ночи». На первую часть ушло где-то шесть лет. Эта история о девушке, заблудившейся в собственных иллюзиях и не сумевшей смириться со своей смертью, заставила меня вывернуть свою душу наизнанку. Когда я писала первую часть, то вместе с главной героиней блуждала по лабиринтам. И если героиня была в лабиринтах лжи, я в то время пыталась найти выход из лабиринтов собственных страхов и комплексов. Первая книга значит для меня многое: во-первых, я выговорилась и поделилась тем, что не успела сказать близкому человеку, а во-вторых, поняла, что прошлое есть прошлое. Его лучше отпустить, не цепляться за него и идти дальше, преодолевая новые препятствия.
Какие трудности, по вашему мнению, есть в работе писателя?
Часто слышу о том, что многие начинают свою рукопись, но не все заканчивают, или кто-то начинает думать, что его работа получается ужасной. На мой взгляд, это происходит из-за отсутствия какой-либо цели, а всё остальное — лишь отговорки. Я считаю, что каждый писатель должен знать, зачем и почему он хочет что-то написать. Если у него будет ответ хотя бы на один из этих вопросов, то он обязательно допишет свою книгу и доработает со временем. Когда есть цель и чёткое понимание, зачем тебе всё это, остальному в процессе научишься и наберёшься опыта. Какая бы трудность ни была, каждый писатель, любящий свою книгу и понимающий, зачем он её пишет, всегда найдёт способ преодолеть любые препятствия. У меня была цель поделиться тем, что не успела сказать, и это помогло мне завершить первую часть трилогии.
Как вы пришли к писательству? В каком возрасте начали творить, с самого ли начала считали это делом всей своей жизни?
В литературу я пришла, когда мне было где-то двенадцать-тринадцать лет. Начала я с устных рассказов, но спустя время, после смерти близкого человека, поняла, что хочу вернуться в эту сферу, которую забросила, хочу написать то, что не успела прежде. И нет, я не считала писательство своим делом с самого начала. Думала, что не достойна его, ведь родилась не Достоевским и Толстым, но потом поняла, что неважно, кто ты, главное — твоя собственная душа и мысли. Пусть сперва у тебя криво всё выходит на бумаге, но самое важное, что тебе есть, что рассказать и чем поделиться.
В каком жанре вам больше нравится писать и почему?
Я пока не нашла какой-то один свой конкретный жанр и не могу точно сказать, какой нравится больше. После того, как я завершу свою первую трилогию «Вкус ночи» в жанре тёмного фэнтези, хочу попробовать себя в триллерах и детективах.
Какое ваше произведение вы считаете самым удачным? Почему? Что оно для вас значит?
Рия Миллер: На данный момент у меня не так много написанных работ. В основном это какие-нибудь зарисовки, рассказы и стихи. Конечно, сколько бы я потом ни писала, самым значимым и сложным произведением останется моя вампирская трилогия «Вкус ночи». На первую часть ушло где-то шесть лет. Эта история о девушке, заблудившейся в собственных иллюзиях и не сумевшей смириться со своей смертью, заставила меня вывернуть свою душу наизнанку. Когда я писала первую часть, то вместе с главной героиней блуждала по лабиринтам. И если героиня была в лабиринтах лжи, я в то время пыталась найти выход из лабиринтов собственных страхов и комплексов. Первая книга значит для меня многое: во-первых, я выговорилась и поделилась тем, что не успела сказать близкому человеку, а во-вторых, поняла, что прошлое есть прошлое. Его лучше отпустить, не цепляться за него и идти дальше, преодолевая новые препятствия.
Какие трудности, по вашему мнению, есть в работе писателя?
Часто слышу о том, что многие начинают свою рукопись, но не все заканчивают, или кто-то начинает думать, что его работа получается ужасной. На мой взгляд, это происходит из-за отсутствия какой-либо цели, а всё остальное — лишь отговорки. Я считаю, что каждый писатель должен знать, зачем и почему он хочет что-то написать. Если у него будет ответ хотя бы на один из этих вопросов, то он обязательно допишет свою книгу и доработает со временем. Когда есть цель и чёткое понимание, зачем тебе всё это, остальному в процессе научишься и наберёшься опыта. Какая бы трудность ни была, каждый писатель, любящий свою книгу и понимающий, зачем он её пишет, всегда найдёт способ преодолеть любые препятствия. У меня была цель поделиться тем, что не успела сказать, и это помогло мне завершить первую часть трилогии.
Какими писателями вы восхищаетесь? Кто для вас пример для подражания. И есть ли он вообще?
На самом деле я успела подружиться со многими писателями и другими творческими людьми. За некоторыми слежу в соцсетях. Я восхищаюсь и горжусь успехами абсолютно каждого автора. Их победы мотивируют и напоминают о том, что если у них получилось, то значит, и у тебя получится.
Есть мнение, что среди самиздата много графомании и некачественной литературы, потому что книги не проходят какого-то фильтра. Согласны ли вы с этим? И насколько в действительности на ваш взгляд важен этот самый редакторский «фильтр»?
Очень расстраивает, когда встречаешь человека, который так считает. Я читала самиздат и с точностью могу сказать, что в целом сейчас, к сожалению, самиздатные книги лучше, чем то, что выпускают издательства. Есть исключения, не отрицаю. Конечно, в первом случае автору придётся самому за всё платить, но даже и здесь нет гарантии, что найденный редактор исправит твою книгу. У меня был печальный опыт сотрудничества с редактором. Он не просто не отредактировал книгу, а даже испортил её, я заметила все косяки лишь спустя время, когда текст начали читать и обсуждать ошибки. Сейчас я доверяю только себе и учусь редактировать сама, но помощь близких и друзей всегда кстати. Огромное им спасибо! Они и есть те самые редакторы в какой-то степени, которым я могу довериться.
Почему вы выбрали самиздат? Хотели бы публиковаться от издательства? Какие плюсы и минусы видите в том и другом варианте?
Самиздат дал мне понять, что книга неплоха, и аудитория нашлась для неё, а значит, свои нервы я не зря потратила, но, конечно же, благодаря самиздату ещё появилась возможность заявить о себе в конкурсах. Хотелось бы увидеть свою книгу и на полочках любимого книжного магазина, чего я рано или поздно добьюсь. Для этого у меня уже есть всё, осталось доработать некоторые недочёты. Минус самиздата – это большие затраты, а плюсы в том, что можешь понять, найдётся ли у тебя хоть какая-нибудь аудитория. В издательствах зачастую берут тех, у кого есть уже огромная аудитория, но на качество самой книги не всегда смотрят, ведь знают, что и так купят. Плюс издательств заключается в том, что можно самому на печать не тратиться, но тогда придётся вложиться в рекламу и пиар.
Какой совет вы дали бы себе пятилетней давности, если могли бы связаться с собой из прошлого?
Ох, много чего... Но, пожалуй, я бы обняла ту неуверенную в себе девочку, боявшуюся, что её испугаются и не примут в обществе. Дала бы ей совет никогда не сдаваться. Жизнь нас не балует, а закаляет, и порой очень жёстко. Но, что бы ни случилось, надо гордо идти дальше к своим целям.
На самом деле я успела подружиться со многими писателями и другими творческими людьми. За некоторыми слежу в соцсетях. Я восхищаюсь и горжусь успехами абсолютно каждого автора. Их победы мотивируют и напоминают о том, что если у них получилось, то значит, и у тебя получится.
Есть мнение, что среди самиздата много графомании и некачественной литературы, потому что книги не проходят какого-то фильтра. Согласны ли вы с этим? И насколько в действительности на ваш взгляд важен этот самый редакторский «фильтр»?
Очень расстраивает, когда встречаешь человека, который так считает. Я читала самиздат и с точностью могу сказать, что в целом сейчас, к сожалению, самиздатные книги лучше, чем то, что выпускают издательства. Есть исключения, не отрицаю. Конечно, в первом случае автору придётся самому за всё платить, но даже и здесь нет гарантии, что найденный редактор исправит твою книгу. У меня был печальный опыт сотрудничества с редактором. Он не просто не отредактировал книгу, а даже испортил её, я заметила все косяки лишь спустя время, когда текст начали читать и обсуждать ошибки. Сейчас я доверяю только себе и учусь редактировать сама, но помощь близких и друзей всегда кстати. Огромное им спасибо! Они и есть те самые редакторы в какой-то степени, которым я могу довериться.
Почему вы выбрали самиздат? Хотели бы публиковаться от издательства? Какие плюсы и минусы видите в том и другом варианте?
Самиздат дал мне понять, что книга неплоха, и аудитория нашлась для неё, а значит, свои нервы я не зря потратила, но, конечно же, благодаря самиздату ещё появилась возможность заявить о себе в конкурсах. Хотелось бы увидеть свою книгу и на полочках любимого книжного магазина, чего я рано или поздно добьюсь. Для этого у меня уже есть всё, осталось доработать некоторые недочёты. Минус самиздата – это большие затраты, а плюсы в том, что можешь понять, найдётся ли у тебя хоть какая-нибудь аудитория. В издательствах зачастую берут тех, у кого есть уже огромная аудитория, но на качество самой книги не всегда смотрят, ведь знают, что и так купят. Плюс издательств заключается в том, что можно самому на печать не тратиться, но тогда придётся вложиться в рекламу и пиар.
Какой совет вы дали бы себе пятилетней давности, если могли бы связаться с собой из прошлого?
Ох, много чего... Но, пожалуй, я бы обняла ту неуверенную в себе девочку, боявшуюся, что её испугаются и не примут в обществе. Дала бы ей совет никогда не сдаваться. Жизнь нас не балует, а закаляет, и порой очень жёстко. Но, что бы ни случилось, надо гордо идти дальше к своим целям.
#интервью #творческийпроцесс #современнаярусскаяпроза