Публикации
Диалоги

Няганский театр изнутри: интервью с Дмитрием Дроздовым и Анастасией Постниковой

Няганский театр юного зрителя — это один из самых уникальных театров страны, который, несмотря на удалённость от столиц, часто выигрывает всероссийские конкурсы и ставит спектакли по современной русской литературе. Также театр гастролирует по всей России. После спектакля в Ханты-Мансийске «Ночь перед Рождеством» корреспонденту «ЛИФТА» Александре Науменко удалось пообщаться с актёром Дмитрием Дроздовым и руководителем Няганского ТЮЗа Анастасией Постниковой — о том, как выглядит повседневная работа театра и, конечно же, о любимых книгах.
Здравствуйте, очень рада знакомству. Анастасия Геннадьевна, для начала вопрос к вам. Как был основан театр, кому пришла идея создания Няганского ТЮЗа?

Анастасия Постникова: Идея создания театра принадлежит Владимиру Венедиктовичу Журавлёву и Нине Михайловне Тимоховой. Я считаю, что у нас есть «папа» и «мама» театра. Нина Михайловна со своей студией, которая на тот момент была в Нижнем Тагиле, как-то приехала с гастролями к нам в Нягань. Показывали и детские, и взрослые спектакли. Владимир Венедиктович очень проникся и 22 ноября 1993 года, будучи тогда главой администрации города Нягань, подписал распоряжение: «... в связи с большим ростом детского населения открыть в городе Нягань театр юного зрителя». Так и появился наш театр.

А какой ваш самый главный страх относительно сцены, зрителя?

Дмитрий Дроздов: Самый главный страх для артиста — это, конечно, забыть слова, так называемый «белый лист». Ты вдруг думаешь: «Что же я говорю?». И за эту секунду, пока ты думаешь, что сказать, у тебя проносится, наверное, вся жизнь перед глазами. А потом ты либо сам выкручиваешься, либо партнёр помогает. Даже великие актёры театра и кино с этим сталкивались. Потом подобные моменты обрастают байками, шутками, и ты вспоминаешь их уже с юмором.

Анастасия Постникова: У меня самый большой страх, связанный с театром — это пожар. Мы сейчас находимся в деревянном здании, поэтому безопасность сотрудников и зрителей, которые к нам приходят, превыше всего. Это, пожалуй, наиболее важное для меня. Ведь я знаю, что все остальные проблемы решаемы! Мой девиз: «Ребята, у нас всё будет хорошо!»

Как происходит набор актёров в ТЮЗ и есть ли он вообще на данный момент?

Анастасия Постникова: На данный момент у нас все вакансии заняты, и набор закрыт. Открывается он тогда, когда появляются свободные ставки, как правило, это происходит, если кто-то уезжает. Мы делаем объявление, размещаем его на специальных сайтах, в группах театральных. Затем нам присылают резюме, и мы отсматриваем претендентов на должности. В первую очередь смотрим на образование, ребята делают шоу-рилы. Иногда сами отзваниваемся в театры, потому что нам не только актёры необходимы, но и звукооператоры, художники по свету. Поскольку в нашем Ханты-Мансийском автономном округе получить театральное образование возможности нет, у нас работают в основном приглашённые артисты.

А как выбираются города для туров?

Анастасия Постникова: У нас есть государственное задание, в котором в первую очередь стоят гастроли по Ханты-Мансийскому автономному округу. Так как мы окружной театр, мы должны радовать не только жителей своего города, но и жителей других городов. Ханты-Мансийск у нас часто бывает в приоритете. Разумеется, ещё мы выезжаем на фестивали за пределы округа. В основном нас приглашают, но есть и те фестивали, на которые мы сами подаём заявки. Например, 26 февраля на сцене «Театра Наций» в Москве мы будем показывать наш спектакль «Житие Спиридона Расторгуева», вошедший в лонг-лист «Золотой маски» и программу «Маска+».

Насколько для вас важен коллектив?

Дмитрий Дроздов: Чрезвычайно важен. Мы много времени проводим в театре, для нас это вторая семья, второй дом. Можно точно так же, как и дома, поругаться, потом помириться, но всё равно мы очень близки. Мне кажется, что по выступлениям на сцене это заметно. Несмотря на то, что к нам приезжает много новых ребят, коллектив остаётся дружным. Если посчитать, сколько времени мы проводим на работе, у некоторых получится гораздо больше часов, чем с семьёй. В театре вообще без коллектива никуда.

Что вы ощущаете, выходя на сцену и уходя с неё?

Дмитрий Дроздов: Я кайфую, отдаю себя зрителю и тут же получаю энергию в ответ. Это магия театра, когда ты даришь энергию и взамен получаешь. Непередаваемые эмоции! Даже когда ты себя плохо чувствуешь, сцена лечит, что тоже известно всем актёрам, это такая «классика жанра». Ты выходишь на сцену и у тебя ничего не болит! Просто занимаешься своим делом. А когда уходишь, несмотря на усталость — все мокрые, иногда голодные — зал отдаёт такие эмоции, что понимаешь: оно того стоит!

Анастасия Постникова: Без зрителей невозможен театр, без артистов его тоже не будет. Это всегда обмен энергией, эмоциями, и когда они совпадают, происходят магия и чудо. Есть спектакли, на которых тебе хочется плакать, на которых ты подключаешься совершенно по-другому, где работает душа, а есть спектакли, на которых просто от души веселишься. И не только артисты получают удовлетворение, но и зритель. Его встречают администраторы, которые общаются с ним, а если, например, вы приедете в Нягань и зайдёте в наш театральный буфет, то познакомитесь с Ираидой — нашей «хозяйкой». То есть у нас театр — действительно дом, и мы стараемся делать так, чтобы не только нам было уютно и комфортно, но и нашим гостям.

Дмитрий Александрович, в каком бы произведении русской классики вы бы хотели сыграть? Какую роль и почему?

Дмитрий Дроздов: Моя студенческая мечта — сыграть роль Сатина в произведении «На дне» Максима Горького. Мне очень нравятся его монологи, размышления о жизни, философия.

И напоследок ещё о литературе. Любите ли вы читать? Какие это книги?

Дмитрий Дроздов: Я недавно совсем прочитал «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса. Очень хорошая вещь! Она, конечно, нелёгкая: там много имён, названий, но потом ты начинаешь понимать, о чём речь и как это здорово. Я для себя открыл Маркеса. Из современных авторов когда-то я читал «Лавр» Евгения Водолазкина и так был переполнен впечатлениями, что даже просыпался ночью, чтобы продолжить читать!

Анастасия Постникова: Я больше читаю по своей административной работе, но, если есть произведения, которые меня интересуют, стараюсь до них скорее добраться. Недавно прочитала произведение, по которому у нас скоро будет ставиться спектакль — это «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, очень талантливый современный роман. Когда ты хочешь, чтобы что-то появилось в театре — ты, конечно, в это сразу вникаешь.
#творческийпрцоесс #театр #последамсовременнойклассики