Публикации
Диалоги

По ту сторону рисунка: Марина Сусол о конкурсах, вдохновении и возвращении в книжную иллюстрацию

Совместно с фестивалем МОРС «ЛИФТ» открывает серию статей о современной российской книжной иллюстрации и её выдающихся авторах. Марина Сусол — художница-иллюстратор, которой удалось войти в лонг-лист Международной выставки детской литературы в Болонье. О том, стоит ли рисовать что-то специально для конкурсов и почему «проверенность читателем» всегда сомнительна, а также об истоках своего стиля Марина рассказала автору ЛИФТа Карине Бакижановой.
Марина, здравствуйте! Для начала о тех работах, которые вы отправили на Международную выставку детской литературы в Болонье — это эскизы книг, которые скоро будут опубликованы в России или за рубежом или это иллюстрации, которые вы делали пока для себя?

На Международную выставку детской литературы в Болонье, про которую я слышала ещё со времён института, я отправила иллюстрации для сборника Алексея Толстого «Русалочьи сказки». Я их рисовала исключительно для себя, с прицелом на конкурсы. Дело в том, что до этого момента книжная иллюстрация не была моей основной профессией и средством дохода. Зарабатывала я коммерческой иллюстрацией для компаний, где была штатным художником и занималась по большей части дизайном. В общем-то история достаточно прозаичная: после окончания института необходимость стабильно зарабатывать деньги увела меня от профессии книжного иллюстратора. Но наблюдать за этим миром и желать в него вернуться я не переставала. Трудно было «придумать» себе проект, выбрать книгу, погрузиться в неё, вникнуть в контекст и переосмыслить его по-своему, особенно, когда время не на твоей стороне. Поэтому я пошла по наименьшему пути сопротивления — стала перерисовывать по-новому тему своего студенческого диплома.

Как вы считаете, есть ли смысл рисовать что-то исключительно для выставки/конкурса или лучше отправлять то, что уже «проверено» на читателе?

Я думаю, смысл определённо есть! Надеюсь, мой скромный пример тому подтверждение. И в случае даже тотальной неудачи — это мощный стимул для внутренней и, впоследствии, внешней работы. Это возможность понять, куда ты пришёл, увидеть других, увидеть, что тебе нужно изменить, а что оставить как есть и развивать дальше. Осознать свои слабые и сильные стороны, что вообще происходит на рынке современной иллюстрации и какую нишу там можно занять. «Проверенность читателем» — критерий, на мой взгляд, очень относительный. То, что может быть востребовано у одной аудитории, совершенно не вызовет отклик у другой.
Когда вы впервые задумались о том, что хотите быть иллюстратором?

Честно говоря, мне не хватало осознанности, чтоб прям вот так задуматься: «Хочу быть иллюстратором». Я всегда любила литературу и изобразительное искусство, и при выборе кафедры в институте решение было очевидным. Мне интересна именно книжная иллюстрация потому, что это переживание текста через визуальное. В этом невероятная магия, как в кино, пожалуй.

Почему вам нравится иллюстрировать именно русские сказки, фольклор? Что в них есть такого, чего нет, например, в классической литературе?

У меня было много наработок по этой теме, материала и эскизов, поэтому я остановилась именно на русских сказках. Я бы не сказала, что фольклор для меня приоритетней классики, просто так сложилось. Меня скорее привлекают сказочность и миф в целом.
Когда вы вырабатывали свой стиль иллюстрации, то вдохновлялись другими художниками? Какие живописцы и графики повлияли на вас больше всего?

Я очень люблю раннее итальянское Возрождение, русскую иконопись. Наверное, это как-то повлияло. Ещё я нежно и горячо люблю иллюстрации Веры Павловой и цепенею от иллюстраций Бориса Забирохина.

Назовите, пожалуйста, для тех, кто не так погружён в тему иллюстрации, несколько имён и книг художников, которые на ваш взгляд, расширят наши представления об этой сфере?

Сложно ответить на этот вопрос. Скажу, что для меня расширили представления о книжной иллюстрации победители конкурса NAMI-2023. Это Маркус Гардиола (Marcos Guardiola), Армандо Фонсека (Armando Fonseca) и другие призёры.

Если иллюстратор хочет подать свои работы на выставку в Болонье в следующем году или жалеет, что не успел подать в этом, что бы вы ему посоветовали в первую очередь?

Я бы посоветовала не жалеть, если не отправил. Посмотреть на работы тех, кто дошёл до финала и, главное, на работы победителей. Это даёт некоторое представление об актуальных трендах этого мероприятия и рынка вообще. И даже если автор найдёт несоответствие своих работ этим трендам, всё равно стоит отправлять.
#творческийпроцесс #премиииконкурсы #интервью